Nu Skin Enterprises будет бороться с Amway за российского потребителя.
На днях американская компания Nu Skin Enterprises, работающая в сфере прямых продаж продуктов для здоровья и красоты, официально объявила о своем выходе на российский рынок. В планах компании – достичь по итогам 2006 г. оборота в 9–10 млн долл. По словам президента американского и европейского направлений Nu Skin Скотта Швердта, в России будут работать два подразделения компании, занимающихся производством косметической продукции и витаминных комплексов. Аналитики считают, что Nu Skin будет трудно занять достойную нишу в России из-за слишком высокого уровня конкуренции, и они высказывают сомнение в том, что компании удастся достичь прогнозируемых оборотов.
Компания Nu Skin Enterprises была основана в США в 1984 г. Ее продукция продается напрямую потребителям через сеть независимых дистрибьюторов, число которых в настоящее время превысило 800 тыс. (Азия, Европа, Америка, Австралия, Новая Зеландия). Годовой оборот компании – около 1 млрд долл., чистый доход компании в 2005 г. составил 74 млн долл. Акции с 1991 г. торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Объем российского рынка прямых продаж составляет 2 млрд долл., из которых 90% приходится на косметику.
Сейчас, по словам президента Nu Skin Enterprises Europe Майкла Линдера, в Москве уже начал работать офис и дистрибьюторский центр компании. В дальнейшем в России планируется открыть еще несколько представительств. Инвестиции компании при выходе на российский рынок составили 5 млн долл. По словам г-на Линдера, через шесть месяцев компания планирует наладить распространение своей продукции в 15 крупных городах России. Как заявил RBC daily один из представителей Nu Skin в Москве, то, что компания решила выйти на российский рынок именно сейчас, объясняется нынешним ростом экономики в нашей стране. «Средний уровень доходов за последнее время значительно вырос, а налоговая политика стала четкой и прозрачной», – отмечают в Nu Skin. Конкуренции среди существующих игроков косметического рынка в Nu Skin не боятся. «У нас не будет конкурентов, на рынке мы займем свою собственную нишу», – утверждают в компании. Свою продукцию Nu Skin характеризуют как косметику премиум-класса.
Между тем эксперты рынка отмечают, что аналоги продукции Nu Skin уже имеются в России, а в качестве одного из основных конкурентов американцев называют компанию Amway. Последняя начала работать на российском рынке в начале 2005 г. и за первые девять месяцев сумела добиться объема продаж в 110 млн долл. По итогам этого года компания планирует выйти на уровень продаж в 200 млн долл. По мнению президента Ассоциации прямых продаж Тамары Шокаревой, столь успешных показателей компании удалось достичь за счет большой категории продукции, которая в основном относилась к товарам по уходу за домом. «Это та ниша, где на тот момент не было жесткой конкуренции», – заявила RBC daily г-жа Шокарева. Впрочем, как поговаривают на рынке, такой скачок продаж Amway объяснялся тем, что до официального объявления о начале продаж в России компания около двух лет работала в тени, сумев за это время отстроить систему логистики.
Аналитики по-разному оценивают принятый Nu Skin план по объему продаж до конца года. Как считает вице-президент по информации ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость» Анна Дычева-Смирнова, он мог быть и больше. «Мне кажется, что при таких цифрах можно говорить, что Nu Skin избрала достаточно осторожный путь вхождения на рынок», – заявила г-жа Дычева-Смирнова RBC daily. Также, по ее мнению, невелика сумма первоначальных инвестиций в 5 млн долл., поскольку только 2 млн долл. стоит хорошая реклама бренда. В свою очередь Тамара Шокарева, напротив, полагает, что Nu Skin трезво оценивает свои перспективы, понимая, что не сумеет достичь таких оборотов как Amway. «Планка в 10 млн долл. – высокая, сложно сказать, достигнут они ее или нет. Тем не менее это реалистичный прогноз», – считает она.
То, что в Nu Skin полагают, что им удастся избежать конкуренции с другими крупными игроками на российском рынке, эксперты считают не вполне верным. Кроме того, они не видят особых «изюминок» в продукции американцев, а единственным ее отличием, по их мнению, является оформление упаковок, которое выдержано в медицинском, аптечном стиле. «Любая косметическая компания, которая появляется у нас, так просто не может достичь больших объемов продаж, какой бы уникальной не была ее продукция, – говорит Тамара Шокарева. – Наш потребитель в этом смысле достаточно разборчивый. Определенные марки уже смогли завоевать лояльность потребителей, многих из них будет очень трудно переманить». По словам Анны Дычевой-Смирновой, когда на рынок приходит новый игрок, он должен либо воспитать новую аудиторию, что для иностранной компании несколько сложно, либо переманить к себе аудиторию конкурентов. «Думаю, что в случае с Nu Skin будет выбран второй путь», – заявляет она.
Намерение Nu Skin начать инвестировать в регионы, по мнению г-жи Шокаревой, является грамотным подходом, потому что в Москве тяжелее добиться успеха в связи высоким уровнем конкуренции. Схожего мнения придерживается и генеральный директор компании Amway Лешек Кренчелевски. «В регионах розница плохо развита, поэтому прямые продажи приходятся как нельзя кстати. Наш опыт показывает, что россиянам нравятся высококачественные продукты и они заинтересованы в новых возможностях бизнеса для себя и своих близких», – заявил г-н Кренчелевски RBC daily.