Как стало известно Ъ, американская компания Office1Superstore, в прошлом году вышедшая на российский рынок торговли товарами для офиса, закрывает свои магазины и вероятнее всего свернет работу в России. Участники рынка объясняют это низкой рентабельностью бизнеса в России: он окупается только при больших масштабах деятельности, достигнуть которых крайне сложно в силу специфики рынка.
Как сообщили Ъ поставщики сети и участники рынка, на сегодня закрыты уже пять из шести магазинов Office1Superstore в Москве, расположенных в арендованных помещениях. Вчера получить комментарий у руководства компании в России было невозможно. Первоначально в 2003 году Office1Superstore, по всему миру развивающая свою сеть через франчайзинг, пыталась найти мастер-франчайзи в России. Но после нескольких неудачных попыток компании пришлось развивать сеть самостоятельно. Магазины под маркой Office1Superstore средней площадью около 200 кв. м начали открываться в Москве весной 2005 года: на Арбате, Можайском шоссе, в Марьине, на Автозаводской и на Дмитровском шоссе. Компания планировала открыть более 50 магазинов по стране.
Компания Office1Superstore основана в 1989 году в США. Развивается по франчайзингу, на сегодняшний день под ее вывеской работают более 400 магазинов в 25 странах (включая Литву, Латвию, Украину).
Эксперты отмечают, что планы Office1Superstore вызывали скептическое отношение с тех пор, как компания потерпела неудачи на первом этапе. «Сегодня на рынке канцелярского ритейла нет предпосылок для развития франчайзинга: отчисления правообладателю сокращают и так низкую маржу, отсутствуют брэнды национального уровня, которые были бы узнаваемы в регионах»,– говорит PR-директор компании «Комус» Алексей Ищенко. «Компания Office1Superstore переоценила известность своего брэнда в России,– считает генеральный директор компании 'Офис Премьер' (эксклюзивный дистрибутор товаров Erich Krause) Илья Мазин.– Магазины сети закрываются, поскольку так и не смогли выйти на необходимые экономические показатели». Господин Мазин отмечает, что конкуренция на этом рынке очень велика и розничной торговлей занимаются компании, которые имеют длительные связи с поставщиками и производителями, а почти весь ассортиментный ряд сети Office1Superstore был построен на ее собственном брэнде.
Однако специалисты отмечают, что фиаско американской сети в России связано не только с их собственными ошибками, но и с общей спецификой рынка. «Специфика канцелярского рынка такова, что розничное направление даже для производителей оказывается малопривлекательным. У него – невысокая рентабельность и высокие издержки, но достаточно плотная конкуренция с серой розницей и неспециализированными магазинами,– говорит Алексей Ищенко.– Чтобы канцелярская розница была рентабельной, необходимо не менее десяти магазинов стоимостью более $15 млн при том, что средний оборот компаний на этом рынке – до $30 млн в год». Объем российского рынка офисных принадлежностей в 2005 году составил, по разным оценкам, от $1,5 млрд до $2 млрд.