Сеть выпускает дебютные облигации, чтобы успеть застолбить территорию раньше федеральных ритейлеров.

Красноярское ООО «Алпи-Инвест», SPV-компания ассоциации «Алпи», планирует разместить дебютный выпуск трехлетних облигаций объемом 1,5 млрд руб. Основным активом «Алпи» является сеть одноименных гипермаркетов, одна из крупнейших в Сибири, и вырученные от размещения облигаций средства пойдут на ее расширение. Аналитики считают такое решение вполне оправданным, поскольку региональному ритейлеру нужно торопиться успеть вложить деньги в развитие сети, пока федеральные игроки не успели «отхватить» себе львиную долю сибирского рынка.

Ассоциация «Алпи» управляет сетью гипермаркетов в Сибирском федеральном округе, которые начали работать с 2003 года. На сегодняшний день компании принадлежит более 17 действующих гипермаркетов в семи городах Западной и Восточной Сибири общей площадью более 400 тыс. кв. м. Оборот сети в 2005 г., по прогнозам компании, должен составить около 10 млрд руб. В настоящее время ведется строительство более 10 гипермаркетов общей площадью 150 тыс. кв. м. Помимо супермаркетов в ассоциацию «Алпи» входит агрохолдинг «Сибирская губерния», занимающийся производством мяса птицы.

Размещение дебютных облигаций «Алпи» на 1,5 млрд руб. пройдет на ММВБ. Получить комментарий от самой сети относительно сроков и целей предстоящего размещения RBC daily не удалось. Однако, как полагают эксперты, скорее всего, половина вырученных средств будет направлена на реализацию инвестиционной программы компании. В материалах «Алпи» сообщается, что в 2006 г. компания планирует открыть порядка 25 гипермаркетов в Кемерове, Новосибирске, Новокузнецке, Красноярске и в других городах Сибирского региона. Стоимость такой экспансии компания оценивает более чем в 6 млрд руб. Другим направлением инвестиций, считают эксперты, будет реструктуризация предыдущих долгов сети гипермаркетов. Впрочем, возможен и третий вариант применения заемных средств: в настоящий момент руководство компании ведет переговоры о покупке Новосибирской птицефабрики, и сделку планируется совершить уже в этом году.

По мнению аналитиков, инвесторы проявят интерес к размещению «Алпи», хотя будут требовать ставку купона выше, чем, например, была у сети «Копейка». «Компания мало известна, поэтому наверняка инвесторы к ней отнесутся с осторожностью и могут потребовать премию по доходности», – заявил RBC daily аналитик брокерского дома «Открытие» Александр Афонин. По его мнению, за ориентир для размещения можно взять облигации сети «Матрица», которые в настоящее время торгуются с доходностью около 12,5% годовых. «С учетом более широкой географической диверсификации и лучших финансовых показателей доходность облигаций «Алпи» должна быть ниже этого уровня», – уверен г-н Афонин. Аналитик «РБК» Валентин Крохин считает, что ставка купона будет в районе 10-11% годовых.

По мнению управляющего партнера фирмы «Линия права» Андрея Новаковского, можно с большим или меньшим оптимизмом оценивать перспективы выпуска облигаций именно этого эмитента, но в целом ситуация для такого шага вполне благоприятна. «Российский ритейл становится все более привлекательным для инвесторов, о чем свидетельствует успешный опыт выпуска облигаций многих крупных торговых сетей. Соответственно, все больше компаний при выборе источника средств для развития бизнеса предпочитают именно облигационные выпуски», – заявил г-н Новаковский RBC daily. По его словам, факт заимствования положительно влияет на деловую репутацию компании, свидетельствует о ее большей открытости и способствует позитивному восприятию инвесторами. «Для компаний, выбравших путь финансовой открытости и прозрачности, открываются дополнительные возможности: скажем, IPO. При этом уже накоплен довольно значительный успешный опыт первичных размещений акций ритейлеров», – отмечает Андрей Новаковский.

Впрочем, аналитики считают, что как раз нежелание становиться более открытыми может негативным образом сказаться на отношении потенциальных инвесторов к «Алпи». «Среди рисков этого эмитента как раз можно отметить то, что «Алпи» – компания не очень прозрачная. Им нужно лучше работать с инвесторами, – говорит г-н Крохин. – Вообще, эта проблема свойственна региональным игрокам: они не стремятся делать в достаточной мере раскрывать информацию, проводить road-show». По словам независимого эксперта Натальи Одинцовой, если компания не продемонстрирует должной прозрачности, то ее облигации, скорее, попадут в третий эшелон или в его конец. «Соответственно, это несколько снизит интерес к этим бумагам», – отмечает она.

То, что «Алпи», скорее всего, направит основные средства на развитие сети, аналитики считают вполне логичным шагом. По их мнению, для региональных сетей сейчас это очень существенно, поскольку на местные рынки выходят крупные сети. В настоящее время сразу несколько федеральных сетей проводят IPO, а на прошлой неделе сеть «Магнит» объявила предполагаемую цену своих акций. «Это достаточно крупный игрок, который сможет привлечь много средств, чтобы выходить на региональные рынки, – считает Наталья Одинцова. – В условиях консолидации рынка местным компаниям необходимо наращивать свои мощности либо для того, чтобы суметь постоять за себя в конкурентной борьбе, либо для того, чтобы представлять из себя привлекательный объект для поглощения крупными сетями».

Валентин Крохин считает вполне вероятным, что российские федеральные сети при такой активности местных игроков не смогут занять ведущие позиции за Уралом. Сами федеральные игроки о такой перспективе говорят неохотно. Тем не менее, как сказали RBC daily в одной из крупных российских сетей, мнения аналитиков о том, что региональные сети действительно сейчас спешат «подмять» под себя рынок целиком, действительно, небезосновательны. Впрочем, нынешнюю незначительность присутствия в дальних регионах страны федеральные сети объясняют не проигрышем в конкурентной борьбе с «аборигенами»: «Пока все упирается в вопросы расстояний и логистики», – утверждают москвичи.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar