Импорт алкоголя, едва начав восстанавливаться в первом полугодии, в третьем квартале фактически рухнул. Так, поставки виски упали на 41%, рома — на 61,4%, столовых вин — на 25,6%, игристых — на 13,4%. Импортеров подвел дефицит акцизных марок нового образца, с которым многие поставщики иностранного алкоголя столкнулись в середине этого лета.
Из ввозимого в Россию крепкого алкоголя в третьем квартале сильнее всего просели объемы рома — на 61,4%, до 0,54 млн л, следует из имеющихся у "Коммерсанта" данных таможенной статистики. Поставки виски, крупнейшей по объему категории импортного алкоголя из крепких спиртных напитков, сократились на 41%, до 4,87 млн л. Заметно упал также импорт вин: столовых — на 25,6%, до 38,74 млн л, игристых — на 13,4%, до 6,54 млн л. Почти вдвое снизился ввоз вермутов и ароматизированных вин — до 2,23 млн л.
После рекордного обвала поставок импортного алкоголя в 2015 году (виски — на 22,3%, рома — на 35%, тихих вин — на 32,6%, игристых — на 33,7%) по итогам первого полугодия все эти категории демонстрировали рост, который участники рынка объяснили укреплением рубля. Из-за плохих результатов третьего квартала за девять месяцев года поставки виски снизились на 17,9%, до 14,7 млн л, рома — на 12,6%, до 2,5 млн л, тихих вин — на 5,9%, до 113,7 млн л, игристых — на 1,3%, до 18,21 млн л, вермутов и ароматизированных вин — на 17%, до 6,85 млн л.
Отрицательную динамику по ввозу алкоголя в третьем квартале участники рынка связывает с тем, что многие импортеры испытывали в этот период дефицит акцизных марок. С 1 июля они должны были получать марки нового образца, однако из-за бюрократических проволочек процесс их выдачи начался только в конце лета.
"Основная масса компаний только в конце сентября смогла стабильно начать получать новую марку. Поэтому начиная с июля, когда старая марка закончилась, объем поставок стал падать по всем категориям алкоголя",— рассказывает президент виноторговой компании Simple Максим Каширин.
Президент "Ладога Дистрибьюшен" Вениамин Грабар говорит, что проблема с акцизными марками не приобрела катастрофического масштаба для рынка: прогнозируемого дефицита алкоголя на полках магазинов не случилось. "Однако, поскольку ситуация носила глобальный характер, распространяясь абсолютно на всех импортеров, она не могла не повлиять на статистику ввоза — тот суммарный объем алкоголя, который игроки рынка не смогли поставить в страну, сказался на цифрах третьего квартала",— признает господин Грабар. Президент виноторговой группы МБГ Ирина Фомина говорит, что из-за провала в импорте в августе компания в сентябре завезла на 125% продукции больше к сентябрю прошлого года. "В результате по всему кварталу мы хоть и ушли в незначительный минус по бутылкам, но зато вышли в плюс по деньгам за счет того, что потребитель снова стал переключаться на более дорогую продукцию",— сказала госпожа Фомина.
Ситуация с марками в меньшей степени затронула международные компании уровня Diageo, Bacardi и Pernod Ricard, говорит менеджер одного из дистрибуторов алкоголя. "Так как у них не такой большой ассортимент, как у российских импортеров, то они закупали больше старой марки для своей продукции и формировали большие стоки, которые помогли им пережить третий квартал без потерь",— поясняет собеседник "Коммерсанта". В Diageo (виски Johnnie Walker, ром Captain Morgan) падение категорий виски и рома объясняют изменениями в поведении потребителей, которые "стремятся находить лучшие ценовые предложения и оптимизировать свои расходы в кризисный период". "Однако те приоритетные бренды, на которые мы делаем ставки, сохраняют свои позиции и даже продолжают расти",— отметила директор по корпоративным отношениям Diageo по России Елена Кузнецова.
В четвертом квартале все крупные алкогольные категории должны возобновить рост, прогнозирует господин Каширин. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что по итогам 2016 года объемы импорта останутся на уровне прошлого года.