Чтобы внезапно не остаться без расчетного счета и не получить штраф, следует регулярно сверяться с налоговой. Узнайте, нет ли у вас задолженности или переплаты по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, запросив в ИФНС акт сверки. Расскажем, в каких случаях это нужно и как получить акт.
Когда проводится сверка расчетов с ИФНС
Провести сверку расчетов — значит сопоставить данные организации по уплате налогов, взносов, штрафов, пеней и процентов с данными налоговой. Эта процедура помогает обнаружить задолженность или переплату и исправить ошибки в учете.
Инициировать сверку может как налоговая инспекция, так и сам налогоплательщик. Иногда сверка начинается автоматически, например, когда налогоплательщик запрашивает возврат или зачет излишне уплаченных сумм. Раньше сверка была обязательна при ликвидации бизнеса и смене ИФНС, но с 2019 года это требование отменено.
Мы рекомендуем проводить сверку регулярно, даже если вы уверены, что никаких долгов за вами нет. Нельзя исключить ошибки в платежных поручениях, системные сбои и другие непредвиденные ситуации. Сверяйтесь с ИФНС хотя бы при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
Как запросить сверку с налоговой
Налоговая обязана начать сверку, если налогоплательщик подал заявление или запрос. Обратиться нужно в ту инспекцию, в которой налогоплательщик состоит на учете. Это можно сделать тремя способами.
Способ 1. Подать запрос через систему сдачи отчетности. Такая возможность есть в сервисах почти всех операторов электронной отчетности, в том числе в Контур.Экстерне — в разделе «Сверка с ФНС». Чтобы подать запрос, достаточно выбрать дату, на которую вы хотите провести сверку, и нужные налоги.
В ответ на запрос вы получите подробную информацию по запрошенному налогу: суммы платежей, задолженностей и штрафов, а также сможете увидеть сальдо на начало проверяемого периода. Акт будет готов в течение трех рабочих дней после подачи запроса.
Преимущества этого способа в том, что запрос достаточно заполнить один раз: система запомнит введенные данные и в будущем нужно будет корректировать только период. Кроме того, в Экстерне можно настроить автоматическую сверку — каждую неделю налоговая будет получать от вас запрос на справку о состоянии расчетов, а результаты будут сразу попадать в специальную таблицу.
Способ 2. Заказать через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Организации и ИП, у которых есть все необходимое для подачи электронного запроса, могут направить его через личный кабинет. Для этого понадобится усиленная неквалифицированная (квалифицированная) электронная подпись, СКЗИ, специальные драйверы.
Перейдите в раздел «Справки, выписки», а затем в списке выберите «Запрос информационного акта совместной сверки расчетов». Как и при подаче запроса через оператора ЭДО, нужно выбрать дату сверки и нужные налоги. Срок подготовки ответа на запрос — три рабочих дня.
Акты сверки, на которых нет официальной синей печати налоговой, служат только как источник информации. Подойдут ли распечатанные электронные акты банку или контрагенту, зависит только от их требований. Но для тендеров и других государственных мероприятий нужны документы с печатью налоговой. Чтобы их получить, обратитесь в налоговую с заявлением.
Некоторые инспекции соглашаются заверить распечатанный электронный акт сверки, который налогоплательщик получил по запросу через ТКС. Уточнить, есть ли такая возможность у вас в ИФНС, лучше предварительно по телефону.
Способ 3. Подготовить заявление и отнести в ИФНС, МФЦ или отправить почтой. Обязательной формы заявления нет, но есть рекомендованная письмом от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. В бумажном заявлении нужно указать:
- ИНН и КПП организации или только ИНН для предпринимателя;
- код налоговой инспекции;
- код признака заявителя: «1» для организации, «2» для физлица и «3» для ИП;
- наименование организации или Ф. И. О. предпринимателя;
- КБК налога, по которому нужна сверка, или отметка о сверке по всем КБК;
- период, за который нужна сверка (максимум три года, предшествующих запросу);
- способ получения акта.
Подготовьте два экземпляра заявления и попросите, чтобы на вашем тоже поставили отметку о приеме. Акт сверки должен быть готов в течение пяти рабочих дней.
Как согласовать или исправить акт сверки
По заявлению вы получите бумажный акт сверки, который включает титульный лист и один раздел. Проверьте все суммы в таблице и в зависимости от того, выявили ли расхождения, действуйте следующим образом:
- Расхождений нет. Подпишите акт, поставьте в строке «Согласован» отметку «без разногласий» и верните один экземпляр в ИФНС.
- Расхождения есть. В строке «Согласован» поставьте отметку «с разногласиями», отметьте в графе 4 таблицы все суммы с расхождениями и передайте акт в инспекцию.
Если вы заказали акт сверки в электронной форме, отправив запрос по ТКС, то он будет считаться принятым с момента получения. Подписывать и передавать его в налоговую не нужно. Такой акт предназначен только для личного ознакомления. При выявлении несоответствий следует подать бумажное заявление на сверку в стандартном порядке.
Если вы нашли несоответствия в разделе 1 и отправили акт с соответствующей отметкой в налоговую, инспекторы начнут проверку и потребуют у вас документы, подтверждающие вашу информацию. Это займет не более 30 дней.
После этого налоговая при необходимости внесет корректировки в раздел 1 и оформит в акте сверки раздел 2 с детализацией расхождений. Сравните свои данные с данными ИФНС повторно. Если вы со всем согласны, поставьте в конце раздела 2 отметку «расхождения устранены». Если нет, внесите в графу 4 раздела 2 свои данные и укажите предложения по устранению расхождений, приложите к акту подтверждающие документы и передайте всё в инспекцию. Сотрудники налоговой проверят информацию еще раз, исправят ошибки и оформят новый акт.
Если в ходе проверки выяснится, что ошибка на стороне налогоплательщика, вам нужно будет устранить ее самостоятельно. Может потребоваться уточнить платеж или заплатить повторно, подать уточненную декларацию, скорректировать данные бухгалтерского и налогового учета.
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.