АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли, в которую входят Ozon, Wildberries, Lamoda и другие) попросила правительство не вводить предустановку приложений маркетплейсов на смартфоны, так как это негативно повлияет на конкуренцию, пишет РБК со ссылкой на письмо организации зампредседателю правительства Дмитрию Чернышенко.
Дело в том, что согласно новому законопроекту, на все смартфоны россиян будет предустанавливаться приложение крупнейшей по числу пользователей компании (или двух компаний, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений менее 5%). Эти изменения планируют ввести с 1 марта 2022 года.
«Это противоречит базовым принципам конкуренции и создает искусственные преференции отдельным игрокам», — пояснили в АКИТ.
В письме говорится, что закон о предустановке российского ПО должен защищать рынок от зарубежных конкурентов — но на рынке они занимают всего 14%. Кроме того, предустановка приложения даст «отдельному игроку, уже занимающему лидирующее положение», слишком большие преференции, учитывая, что сейчас топ-3 крупнейших игрока занимают всего 23% от объема рынка.
Также в АКИТ указали, что преференции одному игроку нивелируют затраты других маркетплейсов на продвижение и предустановку — сейчас это платная услуга, и предустановка одного приложения на 32,5 млн устройств может стоить больше 1,6–2,2 млрд рублей.
Президент АКИТ Артем Соколов подчеркнул, что ассоциация не согласна с подходом, когда отдельные игроки онлайн-торговли получают такие преимущества перед остальными. «Сегодня у нас отличный высококонкурентный рынок качественных сервисов, где компании соревнуются друг с другом не только своими приложениями, но скоростью доставки, географией покрытия, программами лояльности. И этот баланс нарушать нельзя, именно благодаря конкуренции появляются новые сервисы. Только клиент, а не государство может решать, кого он выберет», — пояснил он.
Однако среди самих участников рынка мнения относительного нового законопроекта разделились: так, Сергей Беляков, управляющий директор Ozon, отметил, что предустановка какого-либо ПО в принципе может создать искусственные преимущества, а это обесценивает инвестиции игроков в развитие высококонкурентного рынка и подрывает основы конкуренции.
В свою очередь в Wildberries раскритиковали автором письма. В компании считают, что некоторые игроки рынка не хотят участвовать в открытом конкурсе из-за страха поражения, или же не могут из-за иностранных владельцев бизнеса».
С 1 апреля в России вступил в силу закон, согласно которому на каждый ввезенный в страну гаджет производитель обязан предустанавливать отечественные программы. Приложения для установки были выбраны Минцифры.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.