Разработанная Auchan Groupe для французских сотрудников программа повышения мотивации будет применяться и в России. Учредители группы предложили сотрудникам российских магазинов конвертировать накопительную часть их премий в акции люксембургской Valauchanrus Sopaneer SCA, которая владеет долями как в «Ашан Россия», так и в головной Auchan Groupe. Таким образом, ритейлер планирует повысить лояльность работников. Эксперты, отмечая возможную эффективность программы «Ашана», указывают на то, что акции — высоко рисковый финансовый инструмент.

Согласно существующей системе оплаты труда в группе «Ашан», заработная плата сотрудников состоит из трех частей — оклад, премия и накопительная часть, которую работник может получить только через 5 лет, либо при увольнении, либо в других исключительных случаях. Как рассказал „Ъ” директор гипермаркета «Ашан Екатеринбург» Антон Кузьмин, в мае сотрудникам российских магазинов было предложено принять участие в программе по конвертации их накопительной части в акции Valauchanrus Sopaneer SCA (см. справку). По словам господина Кузьмина, предложение действовало полмесяца. В итоге в программе акционирования в Екатеринбурге приняли участие 900 сотрудников (84% от количества сотрудников, имевших право на приобретение ценных бумаг), которые купили акции на 33 млн руб.

Как пояснил директор «Ашан Екатеринбург», получить ценные бумаги на руки сотрудники не смогут, им в случае расчета будут выданы деньги (стоимость акций определяется оценщиком ежегодно). В 2008 году, по словам господина Кузьмина, стоимость одной акции составляла 35 руб., в 2010 году — 51 руб. Деньги, вырученные от продажи акций сотрудникам, компания может использовать для пополнения оборотных средств. «Прежде всего, мы используем эту программу для повышения мотивации сотрудников. Конечная цель — снизить текучку кадров (в екатеринбургских магазинах «Ашана» в 2009 году составила 22%. — „Ъ”) и повысить эффективность работы каждого сотрудника», — отметил Антон Кузьмин.

Valauchanrus Sopaneer SCA входит в состав Auchan Groupe, основанной в 1961 году во Франции семьей Мюллье. Зарегистрирована в Люксембурге. Частично владеет холдингами Meelaker, Tesseldjik и Sogepar, которым принадлежит 100% 14 компаний «Ашан Россия». Также имеет долю в Auchan Groupe. Выручка всей группы в 2009 году — 39,7 млрд евро, EBITDA — 2,35 млн евро. Отраслевые аналитики отмечают, что модель мотивации сотрудников, предложенная французским ритейлером, в России еще не использовала ни одна компания. Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков: «Вовлечение рядовых сотрудников в капитал компании может дать положительный результат. Тем более, что для российского ритейла сегодня характерна гигантская текучка кадров». Но акции — это высоко рисковый финансовый инструмент, так как напрямую зависит не только от ситуации в компании, но и на рынке в целом. «С этой точки зрения депозиты в тех же банках более надежны», — отмечает эксперт.

Уральские ритейлеры скептически относятся и к самой программе. «Мне, например, наоборот приходится выгонять часть сотрудников, чтобы стимулировать дальнейшее развитие бизнеса, так как моя цель — удержать у себя лучших, а не всех подряд», — говорит президент сети магазинов «Атлант» Павел Алянич. По его мнению, гораздо эффективнее мотивировать сотрудников, отдавая им часть прибыли «не через 5 лет, а ежегодно или ежеквартально». Вице-президент группы компаний «Дикси» Валерий Бубнов более разумной считает передачу акций только управленческому составу, от которого напрямую зависит повышение эффективности компании. «Передавать акции рядовым сотрудникам не имеет смысла: ротация так называемого низового персонала в отрасли в среднем ежегодно составляет от 50% до 100%», — отмечает он. Совладелец «Монетки» Сергей Ломакин рассказал, что его компания использует для повышения лояльности сотрудников систему ежемесячного премирования. «Но интересно было бы посмотреть, насколько сотрудникам „Ашана” покажется привлекательной схема с акциями», — отметил он.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments