Авиакомпания "Аэрофлот" близка к завершению сделки по продаже 66,7% лидера рынка duty free в аэропортах — компании "Аэроферст". Как стало известно "Ъ", покупателем может стать оператор беспошлинной торговли "Ариал", готовый заплатить за пакет более $38,7 млн. На "Аэроферст" претендует также немецкая Gebr. Heinemann, уже заручившаяся поддержкой Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Продажа доли в "Аэроферсте" связана с инициированной правительством летом этого года программой "Аэрофлота" по избавлению от непрофильных активов, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Советом директоров "Аэрофлота" был составлен график их продажи — в числе первых было решено найти покупателя на 66,7% "Аэроферста". "Был проведен due diligence, а затем негласный конкурс, в котором приняли участие четыре компании,— утверждает собеседник "Ъ".— В результате доля была продана по цене, в два раза превышающей оценку". Имя покупателя и сумму он не назвал. В пресс-службе "Аэрофлота" от комментариев отказались.
Между тем в пятницу ФАС сообщила на своем сайте, что одобрила ходатайство кипрской компании "Рубис Холдингс Лтд" о приобретении 66,7% ЗАО "Аэроферст". По данным "СПАРК-Интерфакса", в России "Рубис Холдингс" принадлежит ООО "Трэвел Ритейл Домодедово", которое является дочерней компанией немецкого холдинга Gebr. Heinemann (владеет также магазинами duty free в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Пулково).
"Аэроферст" был учрежден в 1988 году, став первым отечественным оператором беспошлинной торговли. Учредителями на паритетной основе выступили "Аэрофлот", аэропорт Шереметьево и ирландский поставщик товаров для duty free Aer Rianta International (ARI). В 2010 году "Аэрофлот" выкупил 33,3% "Аэроферста" у аэропорта за $16,4 млн, оценив весь бизнес оператора в $49,2 млн. "Аэроферсту" принадлежит сеть магазинов duty free и The Irish-Bar в терминалах аэропорта Шереметьево, также компания занимается продажами беспошлинных товаров на борту самолетов. В 2011 году выручка компании, по данным "СПАРК-Интерфакса", составила 4,1 млрд руб. ($132,3 млн), чистый убыток — 60,5 млн руб. ($2 млн).
В головном офисе Heinemann "Ъ" не смогли предоставить оперативный комментарий. Источник на рынке duty free, однако, утверждает, что хотя Heinemann действительно был в числе претендентов на покупку мажоритарной доли в "Аэроферсте", победителем в конкурсе стала российская компания "Ариал" — другой крупный оператор duty free. О том, что именно "Ариал" станет основным владельцем "Аэроферста", также слышал председатель комиссии по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте "Опоры России" Сергей Выходцев.
Гендиректор "Ариала" (владеет более 20 магазинами duty free в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Толмачево в Новосибирске; выручка в 2011 году — 3,3 млрд руб. или $105,8 млн) Алексей Осипов рассказал "Ъ", что 9 октября компания получила от конкурсной комиссии "Аэрофлота" ответ, что ее предложение было признано лучшим и авиакомпания готова заключить сделку. При этом он отметил, что и у ARI есть право преимущественного выкупа доли "Аэрофлота", которым она может воспользоваться. "Переговоры с ARI уже ведутся, на ожидание решения может уйти один-два месяца",— сказал господин Осипов.
Сумму, которую "Ариал" предложил за долю в "Аэроферсте", Алексей Осипов назвать отказался. Два участника рынка duty free осведомлены, что она превысила 1,2 млрд руб. ($38,7 млн). То, что "Аэроферст" был оценен дешевле, чем два года назад, может быть связано с недавними договоренностями между "Аэрофлотом" и Шереметьево, по которым терминал F планируется полностью отдать под внутренние рейсы авиакомпании, предполагает один из участников рынка duty free. "На этот терминал приходилось порядка 40% доходов "Аэроферста"",— пояснил он.
Получить комментарии в ARI не удалось.