Мировой лидер в производстве пива Anheuser-Busch InBev (AB InBev) и турецкая Anadolu Efes договорились о создании на паритетной основе совместного предприятия, в котором они объединят свои активы в России и на Украине. Если сделка состоится, объединенная компания AB InBev-Efes займет до 27% российского рынка пива. В перспективе она собирается стать его лидером: для этого ей придется обогнать Carlsberg.
AB InBev и Anadolu Efes объявили в среду о подписании соглашения о намерениях по объединению бизнеса в России и на Украине. Созданная в результате этого компания будет называться AB InBev-Efes, в которой у партнеров будут равные доли. "Данная сделка пройдет посредством слияния активов наших компаний, никаких денежных трансакций проводиться не будет",— заявил "Коммерсанту" президент "САН ИнБев" (российская "дочка" AB InBev) Дмитрий Шпаков. В AB InBev-Efes господин Шпаков займет пост президента, гендиректор Efes Rus Рой Корниш станет финдиректором. Совет директоров объединенной компании, в котором у партнеров будет равное количество мест, возглавит Тунджай Озильхан — председатель совета директоров Anadolu Group и Anadolu Efes.
Закрыть сделку AB InBev и Anadolu Efes рассчитывают не позднее первой половины 2018 года после одобрения со стороны российских и украинских регуляторов. Начальник контрольно-финансового управления Федеральной антимонопольной службы Владимир Мишеловин не стал комментировать перспективы одобрения сделки, сославшись на то, что ее участники пока не представили документов в ведомство.
Создание совместного предприятия в России и на Украине станет следствием закрытой AB InBev в 2016 году сделки по приобретению SABMiller, которой принадлежит 24% в Anadolu Efes. Эту долю SABMiller получила в 2012 году в обмен на свой бизнес в России. Планируется, что AB InBev-Efes будет консолидировать финансовые результаты своей операционной деятельности на российском и украинском рынках в отчетности Anadolu Efes. AB InBev не станет включать эти данные в свою глобальную отчетность, но будет учитывать полученную прибыль в качестве возврата с инвестиций в СП в соответствии с размером своей доли.
AB InBev владеет пятью заводами в разных городах России. В портфель компании входят бренды Bud, Stella Artois, "Клинское", "Сибирская корона" и др. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2016 году выручка АО "САН ИнБев" составила 41,66 млрд руб., чистый убыток — 1,88 млрд руб.
У Efes в России шесть заводов. В числе брендов компании — Velkopopovicky Kozel, Efes, "Старый мельник", "Золотая бочка" и др. Оборот АО "Пивоварня "Москва-Эфес"" по прошлому году составил 38,55 млрд руб., чистая прибыль — 1,99 млрд руб.
Объединение бизнесов AB InBev и Efes в России будет происходить на падающем рынке. По оценке Euromonitor International, если в 2011 году потребление пива в стране составляло 1,03 млрд дал, то в 2016 году оно было уже на уровне 768 млн дал. В денежном выражении объем рынка за это время сократился в 1,5 раза — с $12,2 млрд до $7,9 млрд. Такую тенденцию пивовары объяснили ужесточением регулирования отрасли, выразившемся, в частности, в резком росте акцизов, запрете продаж пива в киосках, ограничением пластиковой упаковки объемом 1,5 л.
Слияние на сокращающемся рынке — классический способ для удержания и даже роста собственной доли, говорит управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. Он полагает, что для AB InBev и Efes сделка является шансом сохранить производственные мощности и обеспечить их равномерную загрузку. "По моим оценкам, основанным на опыте сопровождения подобных сделок, процесс интеграции может занять от одного года до трех лет",— отметил эксперт.
По последним данным Nielsen, лидером российского пивного рынка является концерн Carlsberg с долей 33% в натуральном выражении. У AB InBev и Efes — 12,2% и 15% соответственно. У голландской Heineken — 12,3%. Таким образом, объединившись, AB InBev и Efes смогут получить до 27%. "В ближайшие годы ситуация на рынке будет зависеть от политики и стратегии нового игрока в отношении ассортимента, дистрибуции, а также планов распределения производственных мощностей и работы служб логистики",— отмечает эксперт по ритейл-аудиту Nielsen Марина Лапенкова.
В AB InBev говорят, что объединенная компания будет стремиться стать номером один на пивном рынке России. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что AB InBev-Efes сможет на равных конкурировать с Carlsberg. "Объединившись, AB InBev и Efes будут иметь более сильную позицию в переговорах с торговыми сетями по ценам, чем когда они были по отдельности, а это будет означать, что конкуренция с нынешним лидером рынка ужесточится",— пояснил господин Дробиз.