Вице-президент JTI и гендиректор фабрики «Петро» Эндрю Ньютон о том, что полностью запрещать рекламу табака и повышать акцизы на сигареты вредно.
В этом году предупредительные надписи на сигаретах были существенно увеличены. Повлияло ли это на продажи вашей продукции?
— Мы не замечаем, что новая упаковка повлияла на уровень продаж. Есть снижение рынка в целом, но это напрямую связано со снижением покупательной способности населения в результате кризиса.
Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения предусматривает и другие ограничения, в частности полный запрет на рекламу. Что вы думаете по этому поводу?
— Полный запрет на рекламу негативно отразится на уровне конкуренции. Кроме того, наши потребители потеряют возможность получать достоверную информацию о продукции. Регулирование рекламы, безусловно, необходимо, и прежде всего для ограничения доступа к ней несовершеннолетних, однако ее полный запрет не решит поставленных задач, а лишь создаст излишние барьеры.
Присоединение России в 2008 году к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком и разработка Минздравом РФ соответствующей Национальной стратегии очевидно являются позитивными шагами для создания качественного и прозрачного регулирования отрасли. Мы также надеемся, что новые инициативы не будут носить дискриминационный характер в отношении потребителей табачной продукции.
Как рост акцизов в 2011 году повлияет на розничную цену сигарет?
— С 2011 года специфическая часть акциза на сигареты с фильтром вырастет на 37%. Такое повышение позволяет государству, с одной стороны, удерживать уровень нелегальной торговли в пределах нынешних минимальных значений, а с другой стороны, соответствует целям в части увеличения доходов госбюджета и роста стоимости табачной продукции как таковой. Последнее опять же связано с рекомендациями Рамочной конвенции.
Если говорить о портфеле марок JTI, то влияние новых акцизных ставок на стоимость пачки составит в среднем 3 рубля. И мы уже повысили цены на свою продукцию. В розничных точках сигареты по новой цене появятся в начале года. Фабрика «Петро» уже приступила к их выпуску (на каждой пачке сигарет указана ее максимальная розничная цена). Мы считаем, что это также соответствует ожиданиям правительства в части повышения цен.
Но необходимо отметить, что сегодня Россия достигла предела в части темпов роста акцизов. Если эти темпы будут еще более высокими, то это может создать условия для всплеска незаконной торговли. В своей практике мы неоднократно были свидетелями того, к чему приводит резкий рост акцизов, и очень надеемся, что России удастся избежать неудачного опыта других стран. Самый последний пример — ситуация в Болгарии, когда за 2 последних года акцизы выросли на 88%. В результате доля нелегального рынка подскочила в 2010 году почти в 4 раза — до 45%. Несмотря на рост ставки, за первые 6 месяцев 2010 года государственный бюджет недополучил 113 млн левов.
Акцизы на папиросы выросли еще больше, чем на сигареты с фильтром. Не собираетесь ли вы в связи с этим сокращать производство папирос «Беломорканал»?
— Если посмотреть долю рынка, которую занимает «Беломорканал», то это всего 0,8%. И решение снимать с производства этот продукт или постепенно выводить его будет зависеть исключительно от потребительского спроса. В планах у нас этого нет. Но если акцизы и дальше будут расти высокими темпами, то разрыв между ценой папирос «Беломорканал» и сигаретами низкоценового сегмента сократится, практически сожмется до нуля. И тогда не исключено, что потребители перейдут с «Беломорканала» на дешевые сигареты с фильтром. В следующем году «Беломорканал» будет стоить на треть больше, чем в этом. Но решение опять же будем принимать не мы, а потребители. Ведь зачастую на потребительском рынке тот или иной бренд покупают не только исходя из низкой или высокой цены, существенную роль здесь играют привычка, высокая лояльность к известному бренду.
Руководители JTI в апреле этого года прогнозировали, что снижение продаж сигарет в России в этом году составит примерно 2,5%. Оправдается ли этот прогноз?
— В начале года высказывались разные мнения. Какие-то эксперты и участники рынка говорили о 10%, кто-то прогнозировал снижение на 7%. Мы были немного более оптимистичны, и наш прогноз оказался ближе к действительности. Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что размер падения останется в верхнем коридоре нашего прогноза, то есть 2,5-3%. Можно сказать, что рынок в целом пока не оправился от воздействия кризиса, объем рынка продолжает снижаться, но темпы его падения замедлились.
Еще одной позитивной тенденцией является прекращение перехода потребителей на менее дорогие марки сигарет. Эта тенденция также была связана с покупательной способностью населения и отчетливо наблюдалась в кризис. Мы надеемся, что вскоре мы увидим уже обратный процесс, как это было до кризиса.
Фабрика «Петро» в этом году выпустит больше сигарет?
— В целом объем выпуска существенно не изменится. (в 2009 году «Петро» произвела 88,3 млрд сигарет). Показатели нашей второй по значению российской фабрики, московской «Лиггетт-Дукат», также останутся примерно на уровне 2009 года.
Что касается результативности нашей работы, то за первые 9 месяцев 2010 года наша доля рынка по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличилась. Так, в сентябре этого года, по данным Nielsen, наша доля в натуральном выражении выросла на 0,2% и составила 37,1%. Доля компании в стоимостном выражении выросла на 0,9% и составила 35%.
Наше преимущество в том, что мы смогли избежать боязни кризиса. Мы восприняли кризис не как глобальную проблему, а как возможность, как шанс. Поэтому продолжали активно инвестировать в наши бренды, в наше оборудование, в наши кадры.
Расскажите об инвестициях в «Петро». Сколько вы планируете вложить в развитие фабрики в следующем году, например?
— У нас практически постоянно появляется то или иное новое оборудование. За последние 3 года мы вложили в него примерно $150 млн. Если взять все 12 лет работы фабрики в Красносельском районе Петербурга, то инвестиции в ее развитие составили более $600 млн.
Если говорить о самом последнем поставленном на фабрику оборудовании, то в этом году мы запустили линию для сушки табака, так называемый Flash dryer. Эта перерабатывающая линия позволяет увеличить скорость производства табачной смеси примерно на 15%. Стоимость линии составляет около 5 млн евро. При этом Flash dryer — это далеко не единственное новое оборудование на фабрике «Петро». В 2008 году мы запустили первую в мире высокоскоростную линию по производству и упаковке сигарет производительностью 20 тыс. сигарет в минуту. Объем инвестиций в установку линии составил $18 млн. Сейчас на фабрике четыре такие линии.
Мы, к сожалению, не можем давать каких-либо прогнозов относительно наших будущих инвестиций. Единственное, что мы можем однозначно подтвердить: «Петро» — одна из ведущих табачных фабрик в мире, и мы будем продолжать инвестировать в ее развитие.
В чем преимущество этой фабрики перед другими?
— Почему именно эта фабрика так важна для нас? Один из основных факторов, конечно, исторический. Это была первая фабрика JTI в России. Второй фактор — географический. Все крупнейшие производители сигарет в России имеют фабрики на Северо-Западе, и для каждой компании фабрика на Северо-Западе — крупнейшая в России. Это объясняется уникальным расположением Петербурга и отличными возможностями региона с точки зрения инвестиционного климата и логистики: огромный порт, наличие подъездных путей, хорошие дороги, квалифицированные кадры и многое другое. Для нас «Петро» не только чисто российская фабрика. Ее продукция активно экспортируется и на другие рынки, прежде всего в страны СНГ.
Эндрю Ньютон
Родился в 1956 г. в Великобритании.
С 1993 г. прошел путь от управляющего по работе с клиентами и логистике RJRI (c 1999 г. — JTI) до вице-президента JTI по производству в регионе Великобритания/Северная и Южная Америка.
В ноябре 2009 года назначен вице-президентом JTI по производству в СНГ и генеральным директором «Петро».
Справка:
JTI в России
Japan Tobacco International (JTI) — одна из крупнейших табачных компаний в мире.
JTI имеет четыре фабрики в России: «Петро» в Петербурге, «Крес Нева» в Ленобласти, «Лиггетт-Дукат» в Москве, «Дж.Т. И. Елец» в Липецкой области.
Марки сигарет — Winston, Mild Seven, Camel и др.