Как снизить стоимость страховки имущества, какой из способов пользуется популярностью среди ритейлеров, и от чего страховщики предостерегают розничные компании, рассказали Retailer.RU участники ТОП-10 наиболее активных страховщиков в ритейле.

88% из 100 опрошенных в рамках собственного исследования Retailer.RU рынка страхования российских розничных компаний предпочитают страховать имущество (см. результаты исследования в материале «Страхование ритейла 2012»), — утратив его, ритейлер может потерять позиции на рынке или даже бизнес. Однако защитить — не всегда на практике означает полностью обезопасить. В погоне за более дешевыми услугами страховщиков розничные компании, особенно новички рынка, не редко упускают из вида качество страхования, а вместе с ним и свои деньги.

Чтобы избавить ритейлеров от ошибок молодости, Retailer.RU решил разобраться, в каких случаях можно экономить на защите имущества, а в каких следует принять уже сформированное предложение. Помогали Retailer.RU эксперты из ТОП-10 страховщиков ритейла.

Куда движемся?
В последние годы на рынке страхования имущества юридических лиц, в том числе и торговых сетей, наблюдается стабильное увеличение страховых сумм. «Это связано с обновлением производственных мощностей, переоценкой стоимости имущества и получением более крупных кредитов от банков», — объясняет причину возникновения тренда Мария Барсова, руководитель департамента по страхованию имущественных рисков и ответственности СГ «УралСиб».

На волне этой тенденции растет и конкуренция среди страховых компаний. Чтобы удержать клиента и не напугать его увеличением стоимости страховки, которая автоматически повышается вместе с ростом страховых сумм, страховщики идут на снижение тарифов и разрабатывают более оптимальные условия защиты. Больше всего нововведения касаются расширения страхового покрытия и минимизации затрат клиента.

Cнижение страховых тарифов не свидетельствует о положительной ситуации на рынке страхования предприятий, считают эксперты ТОП-10, скорее наоборот: зачастую цена договора не адекватна объему принимаемых страховщиком обязательств. Причиной этому служит непреодолимое желание со стороны клиента — сэкономить, со стороны страховщика — не потерять клиента.

«Стоимость защиты на российском рынке страхования в разы дешевле западной, — отмечает Сергей Соколов, начальник управления непромышленного страхования департамента корпоративного бизнеса «Ингосстрах». — Происходит это, потому что в основном задача по поиску поставщика услуги возлагается либо на сотрудников юридической службы, либо на финансовый блок, которые часто во главу угла ставят стоимость защиты. Редко на предприятии сферы ритейла существует профессиональный риск-менеджер».

С наблюдениями эксперта из «Ингосстрах» согласна Мария Барсова: на российском рынке распространен демпинг. «Необоснованно низкие тарифы не позволяют страховщику сформировать достаточные резервы для покрытия своих обязательств. Систематические убытки, частота которых будет расти вместе с увеличением изношенности основных фондов, могут привести к тому, что страховщик не сможет производить выплаты страхового возмещения в полном объеме. Таким образом, занижение тарифов негативно сказывается на финансовой устойчивости как страховщика, так и страхователя», — объясняет эксперт.

Кошелек или жизнь?
Для профессионального риск-менеджера, по мнению Сергея Соколова, важно качество, а не стоимость услуги, которая практически у всех крупных страховщиков находится на одном уровне. Здесь на первое место выходит детальное изучение правил страхования, условий договора и финансовой стабильности партнера. Благонадежность страховщика необходимо определять не столько по общему рейтингу или величине общих сборов, но и по величине средств, обеспечивающих финансовую устойчивость компании, страховых резервов (т.е. суммы обязательств страховщика перед своими страхователями), динамике показателей премий и выплат в разрезе видов страхования.

«Путем переговоров со страховщиком находится решение поставленной задачи, — говорит эксперт. — Стоимость такой защиты при этом совсем не заоблачна. Так, за страхование имущественного комплекса, стоимостью, например, в $100 млн страхователь заплатит порядка $35-45 тыс. Это минимальные среднерыночные 0,04-0,05% от заявленной стоимости имущества».

«Стоимость комплексного страхования колеблется в среднем от 0,05 до 0,3% от стоимости страхуемого имущества, — подтверждает среднерыночную премию Наталья Карпова, исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование». — Это значит, что за 10 лет страхования оплачивается максимум 3% от стоимости активов. В случае же их гибели или повреждения, а по статистике в течение 10 лет каждое предприятие сталкивается с непредвиденными событиями (короткими замыканиями, заливами, авариями, выходом из строя оборудования и т. д.), даже спасительное привлечение кредита на восстановление имущества или приобретение нового меньше 10% годовых не обойдется».

Однако несмотря на экономическую целесообразность страхования, особенно комплексного, не все ритейлеры готовы страховаться «по полной». Часто именно нехватка свободных денежных средств является причиной поиска способов снижения стоимости услуг страховщика. В условиях ограниченности финансовых ресурсов торговые сети не редко действуют по принципу «авось пронесет» и экономят, упуская из вида более безопасные способы удешевления страховки. Но, как часто случается в жизни в подобных ситуациях, «авось не проносит».

Вооружившись рекомендациями ведущих экспертов крупнейших страховых компаний страны, Retailer.RU постарался собрать все возможные варианты оптимизации страховки в одном месте и максимально подробно рассмотреть каждый из них.

Способ №1: задуматься о безопасности

«Значительна разница в цене страхования, например, товаров на круглосуточно охраняемом складе, оборудованном автоматической системой пожаротушения, системой видеонаблюдения в сравнении с павильоном без охраны и дополнительных средств защиты», — вводит в тонкости первого из способов оптимизации страховки Мария Барсова.

Организация дополнительных защитных мер (к действующим нормативам) зависит от специфики деятельности ритейлера и помогает сэкономить, по общему мнению экспертов страховых компаний, от 10% до 40% от стоимости страховки. Прежде всего экономия касается деятельности с использованием складских помещений, где хранится большой объем товаров. Здесь дополнительными мерами выступают установка автоматического пожаротушения в помещениях, для которых по нормам пожарной безопасности наличие таких систем не требуется. «Сюда можно также отнести наличие противопожарных перегородок и профессиональной физической охраны», — добавляет Антон Смулько, руководитель управления андеррайтинга и методологии страхования имущества юридических лиц ВСК. Также оценивается близость расположения пожарной части, наличие пожарного водопровода и исправных пожарных гидрантов.

«Если это торговля ювелирными изделиями, — отмечает Мария Барсова. — То должна быть усилена система безопасности, затруднено проникновение в торговое помещение и хранилище ценностей, обеспечено максимально оперативное реагирование охранных служб, а также установлена система видеонаблюдения.
При страховании наличности в кассе (сейфе) розничной сети страховщик может предъявить определенные требования к охране помещения (наличию системы охранной сигнализации с выводом на пульт охраны), к классу устойчивости сейфа».

На вопрос — стоит ли организовывать дополнительные защитные меры ради одной страховки, и не дешевле ли просто застраховаться, чем тратить огромные средства на организацию дорогостоящих защитных мер — эксперты страховых компаний в один голос заявляют, что стоит.

«Страхование не заменяет собой необходимость соответствия хозяйствующего субъекта установленным требованиям пожарной безопасности и правилам эксплуатации имущества, а является дополнительным инструментом защиты финансовой устойчивости клиента в случае наступления неблагоприятного для него события, — объясняет Мария Барсова. — Если такие требования нарушены, страховщик будет иметь основания не принимать имущество на страхование, либо впоследствии могут возникнуть проблемы со страховым возмещением».

Способ №2: разделить ответственность

Одним из наиболее эффективных, простых и безопасных способов снизить затраты на страхование имущества, по общему мнению экспертов из TOP-10, является установление франшизы. Франшиза предполагает распределение ответственности страховщика и страхователя: часть ущерба оплачивает страхователь, остальное берет на себя страховщик.

«Ввиду того что применение франшизы может существенно снизить затраты на страхование (экономия составляет до 50%), франшиза достаточно популярна среди ритейлеров, — отмечает Мария Барсова. — Особенно если страхование осуществляется клиентом добровольно и в свою пользу».

«Для ощутимого снижения размера премии при страховании даже весьма дорогостоящего объекта недвижимости на сотни миллионов рублей иногда достаточно франшизы в несколько десятков тысяч рублей, — говорит Антон Смулько. — Для получения того же результата при страховании товаров на складе иногда требуется устанавливать франшизу в размере естественной убыли, которая может доходить до нескольких процентов от страховой суммы (например, для сыпучих либо жидких ТМЦ).

Однако данный способ многие клиенты не приемлют принципиально. Установление франшизы в размере естественной убыли — это, конечно, не жесткое требование, а скорее сложившаяся практика. Когда заключается договор страхования, его предметом становятся товары в определенном месте и в определенном объеме. При наступлении страхового случая и, скажем, полном уничтожении склада фактический объем товара в данном месте будет меньше на величину естественной убыли. В этом размере и предлагается установить франшизу по договору».

Размер и тип франшизы, по словам эксперта СГ «УралСиб», зависит в первую очередь от того, какие убытки значительны для клиента, и какие риски для него актуальны. Если, например, ритейлера больше всего пугает тотальное уничтожение имущества, и он располагает собственной инженерной службой, которая способна оперативно урегулировать мелкие убытки, тем самым избавляя клиента от необходимости заниматься урегулированием таких убытков со страховой компанией, для него оптимально установить безусловную франшизу на уровне, превышающем размер мелких убытков.

Страхователь также может установить условную франшизу — когда при ущербе ниже заданной величины, страховщик несет ответственность за ущерб целиком и не вычитает величину франшизы из суммы страхового возмещения.

«Логика проста: при безусловной франшизе, допустим, на 50 тыс. рублей, страховщик в любом случае из страхового возмещения вычитает 50 тыс. рублей при каждом страховом случае, — разъясняет отличительные особенности условной и безусловной франшиз Мария Барсова. — Все убытки до 50 тыс. рублей страховщик не возмещает, и если сумма убытка составит, к примеру, 100 тыс. рублей, то страховщик выплатит клиенту только 50 тыс. рублей.

При условной франшизе в размере 50 тыс. рублей, мелкие убытки до 50 тыс. рублей страховщик не оплачивает, но, если сумма убытка составит, к примеру, 100 тыс. рублей, то страховщик обязан будет выплатить все 100 тыс. рублей. Таким образом, безусловная франшиза для страхователя, на первый взгляд, менее выгодна, но ее установление компенсируется бОльшей скидкой к тарифу. Например, одинаковая величина франшизы, являясь безусловной, может давать скидку в 20% к тарифу, являясь условной, — всего 5%».

Такая экономия, конечно, позволяет безусловной франшизе занимать первое место по популярности среди ритейлеров. По словам Марины Ивановой, директора проектного страхования блока корпоративных продаж филиала компании РОСГОССТРАХ в Москве и Московской области, безусловная франшиза также проще при взаиморасчетах как для страхователя, так и страховщика. Все стороны видят математику убытка. Проще и быстрее рассчитать экономику убытка.

Размер условной и безусловной франшизы может указываться в денежном выражении или процентах от страховой суммы. Размер безусловной франшизы указывают и в процентах от суммы убытков. Чаще всего устанавливаются безусловные франшизы в денежном выражении. Для ритейлеров, как правило, минимальная величина зафиксирована на 50 тыс. рублей, максимальная иногда достигает 50% от стоимости имущества. В процентах франшизу устанавливают в основном применительно к грузам.

Некоторые эксперты страховых компаний отмечают, что есть возможность указать агрегатную франшизу — когда убытки накапливаются в течение действия договора страхования и начинают возмещаться только тогда, когда их размер превысит величину агрегатной франшизы. Такая возможность используется крайне редко и только в том случае, если предполагаются периодические убытки в течение действия договора страхования.

Об остальных способах оптимизации страховки читайте в материале "6 способов экономии на страховке. Часть 2"

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments