Одним из главных хитов предстоящих рождественских и новогодних распродаж могут стать телевизоры и игровые приставки с технологией 3D. О росте популярности формата говорят не только данные о продажах компаний, но и многочисленные опросы потребителей и прошедшие в этом году выставки потребительской электроники.

Популярность в трех измерениях
В конце сентября исследовательская компания iSuppli сообщила, что во второй половине этого года общемировые продажи телевизоров будут расти благодаря продолжающемуся снижению цен, а также внедрению в телевизоры новейших технологий, таких как возможность подключения к интернету и использование технологий 3D. Ранее та же iSuppli заявила, что телевизоры и игровые приставки с технологией 3D станут одними из главных хитов грядущих рождественских распродаж. Действительно, после успеха 3D-блокбастера Джеймса Кэмерона "Аватар", собравшего по всему миру $2,8 млрд, рост популярности 3D уже привел к тому, что только во втором квартале корпорация Samsung продала более 500 тыс. 3D-телевизоров, а за первые шесть месяцев этого года концерн реализовал 1 млн 3D-телевизоров. Компания считает, что по итогам года она продаст 3,4 млн таких телевизоров. Эксперты iSuppli ожидают, что лучше всего 3D-телевизоры будут распродаваться в США, Японии и Западной Европе. Они считают, что в следующем году рынок 3D-телевизоров вырастет втрое, с 4,2 млн до 12,9 млн, а в 2015 году будет продано 78 млн таких телевизоров.

Первые телевизоры, поддерживающие формат 3D, поступили в продажу весной. Эксперты сразу же заявили, что вслед за iPad от компании Apple 3D-телевидение можно считать очередным прорывом на рынке потребительской электроники. "Каждый производитель телевизоров представляет какое-нибудь 3D-устройство. Порядка половины их экспозиций занимают 3D-технологии… от проекторов до телевизоров",— комментировал в интервью немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle Йенс Хайтхекер, директор организованной в начале сентября в Берлине крупнейшей европейской ярмарки товаров потребительской электроники (IFA).

О возросшем интересе к 3D говорят и многочисленные опросы. Как следует из опубликованного в августе отчета медиаизмерительной компании Nielsen, 12% опрошенных уже имеют или в ближайшее время собираются приобрести 3D-телевизор. В середине сентября на прошедшем в Лос-Анджелесе ежегодном саммите индустрии 3D-развлечений (3D Entertainment Summit) другая исследовательская компания — Interpret LLC представила результаты интернет-опроса, посвященного 3D-технологиям. 35% из 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 12 до 65 лет заявили, что в ближайший год обязательно купят 3D-телевизор. Тогда как в первом квартале этого года, по данным Interpret LLC, приобрести 3D-телевизор готовы были лишь 13% опрошенных.

LCD, Full HD, 3D и другие двигатели торговли
Впрочем, несмотря на рост интереса к 3D, опросы общественного мнения и комментарии специалистов говорят о том, что большинство потребителей пока не торопятся обзаводиться такими телевизорами и сопутствующими товарами.

"Интерес к 3D-телевидению определенно высок, но нужно преодолеть некоторые барьеры, чтобы оно стало успешным",— говорит президент и гендиректор американской Ассоциации маркетинга в области кабельного телевидения и телекоммуникаций (CTAM) Чар Билс.

Потребителей отталкивает сразу несколько факторов — дороговизна телевизоров, необходимость носить специальные очки, а также нехватка видеоконтента в формате 3D. В выпущенном в начале сентября совместном отчете CTAM и Nielsen на высокую стоимость телевизора сослались 68% американских респондентов, на необходимость надевать специальные очки — 57%, а на недостаточное количество программ и видеоконтента в соответствующем формате — 44%.

Средняя стоимость 3D-телевизора без проигрывателя и очков превышает €2 тыс., что как минимум на 30-40% дороже телевизоров HD. "Лишь некоторые покупатели интересуются преимуществами 3D-телевидения. Их обычно шокируют высокие цены",— говорит один из сотрудников американской сети по продаже бытовой электроники Best Buy. Однако аналитик Interpret Майкл Каи отмечает: "Ценовые границы уже более разумны, чем были во время перехода на HD-телевидение в 2000 году. Тогда HDTV-плазма стоила больше $10 тыс.".

То, что очки будут серьезной помехой, стало вполне предсказуемым. Потребители ссылаются на неудобство, усталость глаз и головную боль. Кроме того, проведенные до этого многочисленные эксперименты показали, что они не позволяют выполнять несколько задач одновременно. Речь идет о просмотре телевизора и работе на компьютере. Несколько опытов специализированного портала CNET продемонстрировали, что в разработанных для формата 3D очках монитор компьютера мерцает, что делает его нечитабельным. Цена очков составляет порядка $150, хотя многие производители привлекают клиентов, включая их в стоимость телевизоров. К тому же их нельзя использовать для просмотра 3D-телевизоров, выпущенных другими компаниями. Исследователи из берлинского Института имени Генриха Герца утверждают, что нашли способ просмотра изображения в 3D-формате без очков: приставка в виде камеры, которая отслеживает глаза зрителя и в соответствии с этим выравнивает 3D-изображение. Томас Эбнер из Института имени Генриха Герца полагает, что возможность смотреть видео в формате 3D без очков — вопрос пяти-десяти лет. Но и у таких камер есть недостатки: для каждого зрителя нужна отдельная камера.

Так что, несмотря на успех "Аватара", киностудии не торопятся переводить коллекции фильмов в формат 3D, так как опасаются, что новое телевидение может не стать массовым явлением. "Наше исследование показывает, что все киностудии поддерживают 3D… но большинство из них не хотят выпускать свои популярные картины, пока в домах не будет установлено достаточно большое число телевизоров для того, чтобы приносить серьезные доходы",— говорит аналитик Screen Digest Ричард Бакстер.

Рынок полноценных 3D-телеканалов также находится в начальной стадии развития: в январе этого года в Южной Корее был запущен первый в мире телеканал в формате 3D — круглосуточный SKY 3D. На сентябрьской выставке IFA-2010 IMAX, Sony и канал Discovery заявили о намерении запустить в США совместный круглосуточный телеканал, транслирующий программы в формате 3D.

Пока киностудии выжидают, к активному внедрению технологий 3D приступили производители игровых приставок. В июне в Японии Sony начала продавать приставки PlayStation3 с поддержкой 3D. На IFA-2010 Sony объявила, что уже в октябре на игровой приставке PlayStation3 можно будет воспроизводить диски 3D Blu-ray, а в будущем — фотографии 3D и 3D-видео с YouTube. Один из главных конкурентов Sony на рынке приставок — компания Nintendo также пытается не отставать, запланировав выпуск приставки Nintendo 3DS к началу рождественских распродаж этого года. Однако на прошлой неделе Nintendo пришлось признать, что к распродажам она не успеет. Компания перенесла начало продаж приставки с поддержкой 3D на начало февраля, что заставило ее серьезно скорректировать годовой прогноз по выручке и прибыли в сторону понижения — до $13,2 млрд (на 21,4% ниже первоначальных планов) и до $1,08 млрд (на 55%) соответственно.

У нас
Самым быстрорастущим в России сегментом сейчас является сегмент LED-телевизоров, отмечает глава Acer в СНГ Глеб Мишин. "К концу следующего года в топовых моделях технология LED точно вытеснит ЖК. Плазменные экраны будут присутствовать только в сегменте больших диагоналей, от 60 дюймов. Ввиду того что LED-телевизоры дешевеют и появляются устройства с большими диагоналями, постепенно LED вытеснит и плазму",— уверен он.

Пока что LED-телевизоры являются самыми дорогими, констатирует старший менеджер отдела маркетинга Samsung Владимир Бурбажев: 50-дюймовая модель будет стоить в районе 150 тыс. руб. Плазменный телевизор с аналогичной диагональю обойдется минимум в 50 тыс. руб., а жидкокристаллический 3D-телевизор — приблизительно в 100 тыс. руб. При этом наибольшие темпы роста в продажах в России показывают именно телевизоры на базе технологии LED, а также поддерживающие режим 3D. "Несмотря на то что у 3D-телевизоров есть недостаток — необходимость надевать специальные очки, потребителям очень интересна эта технология, продажи растут",— отмечает господин Бурбажев.

Руководитель департамента аудиовидеотехники "М.Видео" Олег Муравьев говорит, что сейчас в продажах телевизоров устройства с поддержкой HD составляют приблизительно 60% в денежном выражении. "При этом на 3D-телевизоры приходится всего лишь около 1,5% в денежном обороте, а в штучном выражении — меньше 0,5%. Но мы наблюдаем еженедельный рост в размере 20-30%, поэтому к концу года доля в денежном выражении может выйти на уровень 3-4%",— рассчитывает господин Муравьев. При этом продажи устройств Blu-ray выросли с начала года более чем на 100%, доля технологии составляет около 15%.

Он прогнозирует быстрый рост продаж 3D: "Новая технология увлекает покупателя. Этому способствовали фильм "Аватар", который привнес моду на 3D, и последовавшие за ним кинокартины. У потребителей нет сомнений в том, что в будущем все больше фильмов будет выходить именно в этом формате. С учетом того, что телевизоры 3D постепенно дешевеют, мы ожидаем в следующем году долю таких устройств на уровне 8%",— говорит господин Муравьев.

Популярность 3D в России зависит от доступности соответствующего контента, считает Глеб Мишин из Acer. "Возможность воспроизведения 3D в будущем станет очевидным преимуществом такой продукции в глазах потребителей. Пока же 3D-телевизоры покупают скорее энтузиасты",— уверен господин Мишин.

"Потребители должны иметь доступ к 3D-контенту любого уровня или даже производить его сами"

Производители электроники и ритейлеры, открывшие в этом году продажи 3D-техники, рассчитывают на их быстрый рост. Но, как рассказали в интервью "Ъ" глава Philips Consumer Lifestyle в России ПИТЕР ВУЛЛИНГС и главный директор по закупкам, член совета директоров российского подразделения крупнейшей в Европе сети магазинов электроники Media Markt Saturn ГИДО РЕМ, основная проблема, связанная с новой технологией,— отсутствие необходимого количества 3D-контента.

— Насколько сильно заинтересованы потребители в покупке ТВ с поддержкой 3D? Когда вы начали продажи 3D-телевизоров?

Питер Вуллингс: Мы начали продажи 3D-телевизоров в июле этого года. На данный момент главный вопрос прежде всего заключается в достаточном и доступном по цене контенте, то есть кинопродукции, записанной в 3D-формате на дисках Blu-ray. Соответственно, в ситуации ограниченного распространения неправильно было бы говорить о высоком спросе на продукты с поддержкой 3D. Такие технологии интересны прежде всего потребителям, которые стремятся иметь дома самые передовые технологические решения и готовы за них платить, скажем, делая инвестиции хотя и в ближайшее, но все же будущее. C появлением большего разнообразия контента спрос, безусловно, будет расти. Пока же говорить об этом рано.

Гидо Рем: Мы начали продавать 3D-телевизооры весной 2010 года. И видим, что интерес к этой технологии очень велик. Ведь зритель не просто смотрит телевизор, он становится частью того, что смотрит. Сюжет фильма развивается не только на экране, но, виртуально, и в комнате. Не только 3D-телевизоры, но и игры 3D дают потребителю совершенно новые и захватывающие ощущения.

— Сравним ли нынешний интерес к Full HD-3D-телевизорам с интересом к Full HD-телевизорам, который возник, когда они появились в розничной продаже?

П. В.: Думаю, что нет. Несколько лет назад, когда появилась возможность воспроизводить на экране телевизора материал, записанный в высоком разрешении (HD и Full HD), без потери качества, потребитель смог моментально почувствовать разницу между качеством в высоком и стандартном разрешении. При этом даже ограниченное наличие HD и Full HD-контента два-три года назад (Blu-ray) не являлось такой проблемой, какой является сейчас 3D-контент. А вот при просмотре DVD или обычной ТВ-трансляции на экране телевизора с Full HD разница вполне ощутима.

Г. Р.: Ситуация с 3D-телевизорами отличается от появления телевизоров Full HD: основной контент — ежедневные телепрограммы не предоставлялись в Full HD, и даже теперь телепрограммы в таком качестве представлены незначительно. Фактически высокое качество изображения заметно, только если потребитель использует DVD и диск Blu-ray.

— Велика ли вероятность того, что владельцы Full HD-телевизоров и плееров Blu-ray не захотят тратить деньги на их замену на технику и диски 3D?

П. В.: Такие потребители обычно всегда хотят соответствовать духу времени и техническому прогрессу, поэтому мы уверены, что рано или поздно, но они обязательно решат приобрести телевизор с возможностью воспроизведения 3D-контента. Рано или поздно — опять же зависит от того, насколько быстро появится контент и насколько разнообразным он будет.

Г. Р.: Возможно, что потребители не сразу сменят свое относительно новое оборудование и подождут, пока появится достаточное количество контента в 3D. Если у потребителя есть Playstation 3, с помощью несложных усовершенствований он может использовать ее с функциями 3D.

— Что нужно делать производителям техники для того, чтобы формат 3D не потерял своей популярности так же быстро, как приобрел?

П. В.: Во-первых, постоянно работать над повышением уровня удобства использования техники, то есть развивать технологии в соответствии с потребительскими предпочтениями, изучая их и быстро реагируя на изменения. Во-вторых, делать высокотехнологичные продукты доступными для все более широкого круга потребителей.

Г. Р.: По нашему мнению, ключ к успеху — доступный контент, причем речь не только о фильмах. Потребители должны иметь доступ к 3D-контенту любого уровня или даже производить его сами. Мы считаем, что очень важны компьютерные игры. Кроме того, уже существуют первые 3D-камеры, которые позволяют создавать собственные 3D-фильмы. В будущем все телевизоры будут обладать технологиями 3D и потребитель сможет решить, смотреть ли его в режиме 2D или 3D.

— Какие перспективные направления или технологии в производстве телевизоров вы можете назвать?

П. В.: Сегодня все более значимой становится такая характеристика современных телевизоров, как connectivity — возможность доступа к различным интернет-сервисам, которые отображаются на экране телевизора. С каждым днем число подобных сервисов возрастает. Количество русскоязычных сайтов тоже будет увеличиваться. Могу предположить, что большинство технологий будет направлено на улучшение качества изображения, ведь это критерий номер один при покупке.

Г. Р.: Уже появились первые устройства, которые можно смотреть без очков для 3D. Но эта технология еще не совсем готова для вывода на рынок. С ее помощью 3D может стать еще более интересным. Еще одна важная технология, как нам кажется, это возможность выходить в интернет с телевизора. Это полезная дополнительная функция, благодаря которой телевизоры будут приобретать все большее и большее значение в сфере телекоммуникационных устройств.

Вопрос цены

Мантас Калуйна, аналитик Euromonitor International:

На рынке электроники в 2010 году тема 3D TV — одна из самых обсуждаемых. Вдохновленные успехом 3D в кинотеатрах, производители спешат воспользоваться трендом. Телекомпании заинтересованы в развитии 3D-телевидения, чтобы привлечь новых зрителей, особенно молодых, предпочитающих интернет. Этот год стал прорывом для 3D-телевидения. О запуске телевизоров с 3D-функцией объявило большинство ведущих производителей. Но есть препятствия, из-за которых 3D-телевидение пока не может стать по-настоящему массовым.

Высокая цена 3D-телевизоров — первая причина. Нельзя забывать о необходимости покупать дополнительное оборудование (очки, Blu-ray-плееры и дорогие диски с фильмами). Все это делает 3D премиальным продуктом. Кроме того, 3D конкурирует с уже существующей продукцией HD для просмотра двухмерного изображения, цены на которую снижаются.

Очки для просмотра 3D довольно дороги, а многие производители не включают их в комплект с телевизорами. Потребителям же, как правило, нужно несколько пар очков: телевизор или фильмы часто смотрят вместе с семьей, друзьями. Это новая статья расходов. Многие чувствуют дискомфорт от очков, жалуются на головную боль и тошноту после длительного просмотра 3D-фильма в очках, а ведь телевизор обычно смотрят еще дольше.

Еще одно препятствие для роста рынка, особенно для России,— ограниченный объем контента. Если спрос на 3D-фильмы будет удовлетворен за один-два года, то нехватка контента из-за его высокой стоимости будет ощущаться дольше.

Большая часть аудитории 3D лишь недавно сменила обычные телевизоры на HD. Цикл обновления такой техники долог. Да и из-за недавней рецессии люди осторожнее относятся к новым тратам. Кроме того, для полноценного 3D нужны все еще дорогие плееры Blu-ray с функцией 3D. Наконец, нет единого формата для 3D. Это тоже создает проблемы.

Разумеется, все эти сложности не приведут к исчезновению 3D с рынка. В ближайшие годы продажи, скорее всего, будут расти из-за снижения цен. Есть прогнозы, что 3D-технологии начнут внедряться в уже существующие модели, такие как телевизоры HD или интегрированные USB-плееры.

Многие потребители, которые захотят сменить телевизор, могут сделать выбор в пользу 3D, но большинство контента, которое они сейчас могут смотреть, все еще будет в 2D-формате. Я ожидаю, что 3D-оборудование будет использоваться для просмотра концертов, фильмов, спортивных соревнований и/или видеоигр. Популярность 3D может привести к совершенствованию технологий, позволяющих обходиться без очков. Пока на массовом рынке таких моделей нет. Кроме того, компании будут стараться предложить более дешевые альтернативы. Например, недавно Samsung представила телевизор, конвертирующий двухмерное изображение в 3D. Но многие потребители не считают такую технологию полноценным 3D-телевидением.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments