Из-за многочисленных проблем с поставщиками и как следствие отсутствия товаров на полках за девять месяцев прошлого года трафик покупателей «Аптечной сети 36,6» снизился на 24%, а выручка — на 21,4%. Чтобы вернуть покупателей, сеть намерена провести 20-процентное снижение цен на четверть своего ассортимента. Но работать себе в убыток аптеки не будут — наценка на лекарства и парафармацевтику в «36,6» составляет примерно 50%.
С понедельника «Аптечная сеть 36,6» намерена на 20% снизить цены на четверть своего ассортимента, рассказала “Ъ” гендиректор сети Валерия Солок. Снижение цен коснется лекарственных средств, парафармацевтики (БАДы, лечебная косметика и др.) и продукции собственной торговой марки (на конец 2009 года private label занимали 8,3% от всего ассортимента сети, планируемая доля на конец 2010 года — 10%). Сначала акция будет запущена в Москве (в структуре выручки аптеки в столице занимают 46%). «Нам удалось наладить взаимоотношения со всеми основными поставщиками и сейчас мы должны восстановить трафик. Поэтому предсказуемые потери от снижения цен компания готова компенсировать за счет увеличения объема выручки от новых клиентов, доли прямых контрактов и количества товаров, продаваемых под собственной торговой маркой»,— прокомментировала госпожа Солок.
В прошлом году полки «36,6» долгое время пустовали, и сеть признавала, что «необходимость работать с ограниченным количеством поставщиков … стала причиной частичной дефектуры в аптеках, привела к падению продаж и снижению трафика». По итогам третьего квартала 2009 года общий трафик в аптеки «36,6» сократился на 24%, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, количество покупок — на 29,9%, до 54,8 млн, а выручка сети снизилась на 21,4%, до 15,646 млрд руб.
Основные проблемы с наполняемостью полок у сети возникли из-за остановки отгрузок почти на год от одного из крупнейших поставщиков ритейлера — ЗАО «Центр внедрения “Протек”» (на него приходилось около 30% от всего оборота; поставки в сеть не осуществлялись с ноября 2008 года по декабрь 2009-го). Компенсировать отсутствие товара был вынужден другой дистрибутор — ЗАО «СИА Интернейшнл лтд», который в начале 2010 года конвертировал задолженность сети по поставкам (долг около 3,2 млрд руб.) в 25% акций головной ОАО «Аптечная сеть 36,6» (см. “Ъ” от 21 января).
Поддерживать начало акции по снижению цен будет рекламная компания: с 15 марта до конца апреля в Москве будет размещено 500 рекламных носителей с лозунгом «Низкие цены — чистая совесть» (щиты на улице и в метро). Рекламная кампания обошлась «36,6» в 10 млн руб., добавляет Валерия Солок.
ОАО «Аптечная сеть 36,6» управляет крупнейшей в России сетью из 1026 аптек, производственным холдингом «Верофарм», магазинами развивающих игрушек для детей Early Learning Centre. Консолидированная выручка в 2008 году — $1,051 млрд, EBITDA — $33,2 млн.
Размер торговой наценки, с которой готов расстаться ритейлер за счет скидки, в «36,6» не уточняют, но согласно проспекту к выпуску облигаций на 3 млрд руб. в 2006 году, «в соответствии с ценовой политикой группы, средняя наценка на лекарства составляет 53%, парафармацевтику — 51%». По данным за третий квартал 2009 года, наибольшую долю (32%) в структуре продаж «36,6» занимали рецептурные препараты, безрецептурные — 31%, парафармацевтика — 20%, сопутствующие товары —16%, оптика —1%. По словам представителя сети «Ригла» (в середине марта компания на 30% снизила цены на лечебную косметику), снижение цен возможно только на высокомаржинальную продукцию. «Например, наценка на продукцию private label может достигать 150%»,— отмечает собеседник “Ъ”. «Если аптечная сеть снижает цены только на часть ассортимента, это в большинстве случаев связано с желанием распродать неликвидный сток, и большого увеличения в трафике это не дает,— отмечает гендиректор сети А5 Владимир Кинцурашвили.— Если цена снижается больше чем на половину товаров — это уже перепрофилирование аптечной сети». В «36,6» уверяют, что в сегмент дискаунтера сеть не перейдет.