Объем продаж сети и количество аптек выросли, а ситуация с прибылью и долгами компанию вполне устраивает.
ОАО «Аптечная сеть 36,6» в 2005 г. значительно увеличило по крайней мере один из финансовых показателей. Консолидированный объем продаж компании, по предварительным данным, вырос по сравнению с 2004 г. на 42% – до 300 с лишним млн долл. Сеть активно развивалась: в течение минувшего года было открыто 139 новых аптек, ребрендировано 28 торговых точек. В итоге на 1 января «36,6» насчитывало 445 аптек в 64 городах РФ (на 26 января – 482 аптеки). Полная версия отчетности будет опубликована весной.
Аптечная сеть «36,6» основана в 1997 г. В декабре 2004 г. акции компании начали котироваться на ММВБ и РТС. В августе прошлого года Bank of New York начал реализацию программы GDR ОАО «Аптечная сеть 36,6». В первом полугодии 2005 г. продажи компании по МСФО составили 135 млн долл., что на 41,4% выше показателей аналогичного периода прошлого года. При этом сеть демонстрировала чистый убыток в 2,5 млн долл. и снижение валовой маржи до 32,1%, а маржи EBITDA – до 2,5%. По итогам 2004 г. компания еще имела совсем небольшую – 0,7 млн долл. – чистую прибыль при примерно тех же темпах увеличения продаж. Долг компании на тот период увеличился до 96 млн долл. К концу 2005 г. он вырос уже до 109 млн долл. Значительное ухудшение показателей связывается с высокими темпами расширения сети (а также некоторыми объективными факторами, такими как начавшееся в 2004 г. снижение налоговых льгот для этого сегмента бизнеса).
Как отмечают эксперты, опубликованные показатели «36,6» за 2005 г. оказались в пределах ожидаемых или чуть выше их (в ИГ «АТОН», например, предсказывали консолидированный объем продаж в 287 млн долл.). Темпы развития сети остаются впечатляющими. Руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов, указывая на значительное присутствие «36,6» на ключевых рынках, в частности, в Москве (где доля сети составляет 10%), отмечает, что сегодня это «самая динамично развивающаяся структура розничного рынка России. Ежемесячно открывается 20-30 новых аптек на территории нашей страны. Как нам кажется, заявленный сетью оборот в 1,5 млрд долл. к 2008 г. вполне реален».
Активное развитие, как говорят аналитики, связано со значительным увеличением аптечного рынка. В 2005 г. он должен был вырасти примерно на 20%, что гораздо выше розничного рынка в целом (12%). Мария Сулима из Банка «ЗЕНИТ», предсказывая для сети по итогам 2005 г. небольшой рост EBITDA (3-5%) и убыток примерно в 1 млн долл., утверждает: «В значительной степени такие показатели связаны со стадией активного развития компании, и в стратегическом смысле приобретения новых аптек оправданы. Все-таки фармацевтический рынок – один из наиболее развивающихся, и очень важно максимально закрепиться на нем. Однако в ближайшее время следует ожидать и увеличения продаж непрофильных активов «36,6»: все-таки сумма долга у компании приближается к критической, и ее надо уменьшать».
С тем, что вопрос с долгами «36,6» необходимо решать уже в ближайшей перспективе, согласны и другие аналитики. «Исходя из тенденций, сложившихся у «36,6» во втором полугодии, можно ожидать годовой EBITDA компании на уровне 21-22 млн и нулевой чистой прибыли, а возможно, и небольшого убытка, – считает Ольга Самарец из ИК «ФИНАМ». – Компания довольно сильно рискует, уменьшая рентабельность и одновременно наращивая и так немалые долги во имя агрессивного развития сети. Риск может быть оправдан лишь если новые аптеки будут быстро выведены в полосу рентабельности». Аналитик «Альфа-Банка» Елена Бороденко также предсказывает, что 2006 г. и последующий период станет для «36,6» временем борьбы за рентабельность. «Свое место на рынке они практически завоевали, – считает она. – Конечно, приобретения будут и дальше, но не столь агрессивные».
Что касается долговой проблемы, то компания пробует решать ее двумя способами: продажей части активов (19,9% пакета акций фармацевтического предприятия ЗАО «Верофарм» и недвижимости) и рефинансированием задолженности за счет новых кредитов. Так, на эти цели был привлечен синдицированный кредит ряда банков на сумму 118 млн долл., и этот факт председатель совета директоров сети Сергей Кривошеев назвал «ключевым достижением 2005 г.» (правда, следует отметить, что ставку кредита –LIBOR +5,25% – аналитики оценили как довольно высокую). В результате задолженность сети к концу года уменьшилась по сравнению с III кварталом на 8% (хотя в годовом выражении выросла на 36%). «Мы считаем, что текущая долговая нагрузка позволяет сохранять высокие темпы развития компании, и в наступившем году они не снизятся», – говорит директор по корпоративным финансам аптечной сети «36,6» Андрей Сливченко.