Сейчас на рынке бытуют два противоположных мнения о состоянии экономики нашей страны.

Первое мнение предполагает, что кризис уже закончился, все хорошо и замечательно, мы на пути очередного глобального роста, и "жить стало лучше, жить стало веселее". Об этом мы чаще всего слышим с экранов телеканалов.

Второе мнение, которое я чаще слышу от ритейлеров, звучит таким образом, что те кризисные явления, которые мы наблюдали в 2008 и 2009 годах, сохранились в 2010 году и как минимум преждевременно говорить о выходе из кризиса.

До кризиса рост розничной торговли составлял 15-20% в год, к этому большинство привыкли, это закладывалось в инвестиционные модели, в планы, и 2009 год всех ошеломил этим падением. После чего в 2010 году мы наблюдаем восстановительный рост, который составил 4,5 % и, конечно, в большинстве сегментов розничной торговли пока не достигнуты уровни оборотов, которые были в 2008 и 2009 годах.

В конце мая этого года мы получили уточненные данные по динамике розничного товарооборота в первом квартале 2011 года, сегмент nonfood показал очень хороший прирост – почти 10%. Возникает резонный вопрос, что будет дальше? Чтобы в этом разобраться, нужно ответить на вопросы: "Каковы источники этого роста? Грубо говоря, откуда у населения деньги, чтобы покупать все больше товаров?"

Конечно, динамика оборота розничной торговли наиболее плотно кореллирует с доходами населения, и начиная с 2000-х годов, когда доходы населения в среднем росли на 10-15%, это давало соответствующий результат роста торговли ваших компаний. После чего в 2008 году мы наблюдали замедление темпов роста заработных плат и доходов населения, но в 2008 году активно началось кредитование, был выдан почти триллион рублей потребительских кредитов, что позволило сохранить высокие темпы и даже показать максимальный уровень роста в это десятилетие по обороту розничной торговли.

В начале 2011 года мы видим снижение доходов населения, и эта отрицательная область вызывает вопрос об источниках роста, каким образом тогда растет розничная торговля, ведь источников для повышения заработных плат осталось не так много, хотя предвыборный год позволит нам что-то получить. На мой взгляд, помимо доходов населения очень важно следить за двумя параметрами — это финансовое положение домохозяйств и желание совершать покупки.

С конца 2010-го года мы наблюдаем резкий прирост кредитования, было выдано потребительских кредитов на сумму почти 500 млрд. рублей в конце 2010-начале 2011 года. Плюс к тому кризисная модель потребителей, которая заключалась в откладывании средств на черный день, получила определенную корректировку, в начале 2011 года мы видим, что вклады населения в банках стали сокращаться, пошел возврат средств, потому что текущие условия для пролонгации договоров становятся менее интересными. Все это дало определенный импульс прироста денег у населения, что повлияло на прирост в розничной торговле.

Крайне интересный показатель в характеристике, связанной с желанием совершать розничные покупки, был достигнут в первом квартале 2011 года. По структуре расходов населения, на покупки пришлось 78%, за всю историю наших наблюдений предыдущий максимальный показатель держался 10 лет с 2000-го года, тогда этого показатель находился на уровне 75%. Все, я думаю, помнят 2000-ые года, уровень заработных плат, я с трудом представляю, на что еще можно было тратить деньги, кроме покупки продуктов питания и товаров первой необходимости. А в начале 2011 года население стало активно тратить, и этот показатель превышен. Это интересно и потому, что минимальный показатель за 10 лет был также достигнут достаточно недавно – в 4-ом квартале 2010 года – 67%. Таким образом, россияне, устав от долгого периода накопления, может быть, поверив, что ситуация в экономике нашей страны меняется в положительную сторону, стали активно тратить, в первую очередь на покупки различных товаров.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments