Год назад Промсвязьбанк вышел в абсолютные лидеры российского рынка факторинга, профинансировав товарооборот на 108 млрд рублей. Несмотря на прошлогоднее сокращение объемов рынка, в нынешнем году банк намерен упрочить свое лидерство за счет активизации работы по факторингу с региональными торговыми сетями, оказавшимися под прессом государственного регулирования. О том, какие возможности открывает факторинг перед сетями, рассказал Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка.
— Виктор Александрович, каковы итоги сотрудничества банка и торговых сетей в рамках факторинга в 2009 году?
— Итоги в целом положительные, потому что начался прямой диалог между участниками рынка факторинга и торговыми сетями. Все больше управляющих и собственников сетей начинают если не принимать, то понимать, что такое факторинг и как его использовать в своем бизнесе. Могу сказать, что оборот Промсвязьбанка по факторингу с торговыми сетями в 2009 году вырос в сравнении с предыдущим годом примерно на 15%. В целом по рынку, по нашим оценкам, доля факторинга в обороте торговых сетей за прошедший год выросла на 3-5%.
— С чем вы связываете такое изменение отношения к факторингу со стороны сетей?
— Вода камень точит, наши усилия по разъяснению преимуществ и возможностей использования факторинга приносят свои плоды. Сегодня мы эффективно сотрудничаем с крупными федеральными и региональными сетями, которые еще несколько лет назад были настроены скептически по отношению к факторингу. Последствия кризиса также оказали определенное воздействие. Отсрочки платежа – это тот механизм, на котором держится финансовая стабильность средних и небольших сетей. Для поставщиков таких сетей факторинг в условиях кризиса оказался едва ли ни единственным способом выжить, сохранить конкурентоспособность по отсрочкам и сохранить за своим товаром место на полках.
— В прошлом году Промсвязьбанк активно продвигал факторинг в сетевой рознице, называя его инструментом поддержки поставщиков. А на конференции в рамках Продэкспо-2010 ваш доклад будет о поддержке ритейлеров. В чем причина таких изменений?
— Факторинг остается инструментом поддержки поставщиков. Причина, по которой мы предлагаем факторинг торговым сетям, — во введении государственного регулирования ритейла в результате принятия закона о торговле. Впервые на законодательном уровне закрепляются требования к договорам поставки продовольственных товаров, максимально допустимые отсрочки платежа в зависимости от срока годности товара, — все эти нормы напрямую влияют на взаимодействие трех сторон факторинговой операции: сети, поставщика и фактора. И сети, зачастую, оказываются не в лучшем положении.
— Почему?
— В обязанность сетей входит выстраивание такой системы оплаты поставок, которая укладывалась бы в рамки требований закона о торговле с одной стороны, а с другой – не угрожала бы ее оборотным средствам. Чтобы оплатить поставку через 10 дней вместо прежних 30-45 дней, перенастройки ПО недостаточно, нужно еще понять, чем перекрыть образующуюся дыру в «оборотке». Вариантом могло бы стать увеличение отсрочек для поставщиков non-food категорий с нынешних 90 до, например, 180 дней. Но кто из средних и небольших поставщиков в регионах согласится на такие условия? Появляются и юридические риски – не понятно, сколько будет «стоить» для сети задержка платежа по скоропортящемуся ассортименту. Будет это предупреждение, штраф или что-то иное?
Дифференциация отсрочек – это и резкое увеличение документооборота. Как показывает практика, стандартный объем поставки для сети – это несколько тонн груза. При этом большинство отгрузок – сборные. То есть один и тот же поставщик может в одну отгрузку включить SKU с тремя различными сроками годности, которые должны быть оплачены «не позднее» 10, 30 и 45 дней. Многие управляющие сетей высказывают мнение, что им проще отказаться от части ассортимента, чем встраиваться в сырую систему, основанную на требованиях закона о торговле.
— Что предлагает факторинг для решения этих проблем?
— Сразу оговорюсь, что формулировки закона о торговле не позволяют что-то формально предлагать. Речь идет об использовании возможностей, которые уже предоставляет факторинг. Например, период ожидания, начинающийся после наступления срока оплаты поставки. В среднем по рынку он составляет 45 дней. При факторинге с регрессом (если не заплатила сеть, обязательства по оплате переходят к поставщику) период ожидания позволяет решить вопрос об оплате поставки – либо сеть изыскивает средства, либо наступает регресс и поставщик возвращает ранее выданные средства банку. Но до 90% средств поступают на счет поставщика в соответствии с договором факторинга в течение максимум трех дней с момента предоставления отгрузочных документов в банк. То есть оплата за поставку прошла, но не полностью. Если предмет поставки – скоропортящийся товар, то мы получаем срок оплаты 10 дней плюс до 45 дней за счет использования периода ожидания. После которого начинаются уже коллекторские процедуры.
— Использование периода ожидания влечет за собой какие-либо санкции к сетям со стороны фактора?
— По сути, период ожидания – это просрочка. Она может быть чисто технической, связанной с тем, что платежный день сети не совпадает с продолжительностью отсрочки на пять-семь дней. Это не критично для участников рынка факторинга, поскольку торговые сети, особенно федеральные, — это качественные дебиторы, чья платежеспособность не вызывает сомнений. В то же время, кто-то берет повышенные комиссии за использование периода ожидания, а кто-то нет. Это индивидуальный момент, который обсуждается на этапе заключения договора факторинга и зависит от позиции банка в этом вопросе.
— Кто платит факторинговую комиссию?
— Платят поставщики, с которыми заключается договор факторинга. Но есть возможность разделения комиссии между поставщиком и сетью, есть вариант, при котором комиссию выплачивает сама сеть, это называется реверсивный факторинг.
— Уже в январе появилась информация о том, что Минпромторг готовит уточняющие поправки в закон о торговле. Использование факторинга могло бы войти в состав таких поправок?
— Мы считаем, что это необходимо сделать. Не в наших интересах, чтобы факторинг в сетевой рознице использовался как серая схема, позволяющая оптимизировать издержки выполнения требований закона о торговле. Порядок использования факторинга в сетевой торговле должен быть закреплен законодательно так же, как закреплены ограничения по длительности отсрочек.
— Ваш прогноз относительно перспектив использования факторинга торговыми сетями.
— Доля факторинга в обороте торговых сетей будет расти – как под воздействием законодательного регулирования, так и благодаря конкуренции по отсрочкам в non-food категориях. Нынешний год может стать годом факторинга в сетевой рознице, потому что его использование при оплате поставок становится экономически выгодным как торговым сетям, так и их поставщикам.