Как стало известно «Маркеру», польский продавец аудиокниг Audioteka планирует в ближайшее время выйти на российский рынок. Онлайн-магазин и мобильные приложения у поляков уже есть, ведутся переговоры с поставщиками контента. Российские производители и продавцы аудиокниг не уверены, что бизнес нового игрока в нашей стране будет успешным.
Что такое Audioteka
Появившийся три года назад в Польше проект Audioteka — это веб-сайт и приложения для популярных мобильных платформ. Пользователь может купить и скачать аудиокниги в формате MP3. Оплатить покупку можно банковской картой, с помощью PayPal, банковским переводом или посредством SMS. Перед покупкой можно прослушать 10% книги, чтобы понять, насколько она интересна и устраивает ли вас актер, который ее озвучил.
На своем основном — польском — портале Audioteka предлагает 2,5 тыс. наименований аудиокниг. Представители компании утверждают, что она стала лидером по продаже скачиваемых аудиокниг в Польше и Чехии.
На данный момент у Audioteka три инвестора — два институциональных и один частный, это исполнительный директор компании Марсин Бэмэ. Помимо польской компьютерной компании K2 в проект вложился польский венчурный фонд Giza Polish Ventures fund. Он предоставил €440 тыс. в обмен на 20% компании.
По словам Бэмэ, в 2011 году проект впервые получил прибыль. За 12 месяцев компания продала в Польше 300 тыс. аудиокниг, заработав при этом €50 тыс. Также за прошлый год было продано 10 тыс. книг в Чехии — там Audioteka начала свою деятельность в ноябре.
Перспективы в России
В России, как объяснил исполнительный директор, Audioteka планирует продавать книги на русском языке. Возможен также небольшой ассортимент книг на английском для тех, кто изучает этот язык, уточняет Бэмэ, например краткие изложения известных и объемных произведений — «Оливер Твист», «Король Артур» и т.д. Но компания будет нацелена именно на продажу книг на национальном языке, в данном случае — русском. Для тех, кто хочет послушать книги на английском языке, есть Amazon.
Компания уже заключила договоренности с двумя десятками издателей аудиокниг в России, рассказывает Бэмэ. Онлайн-магазин и мобильные приложения уже готовы, так как они управляются из Польши. Осталось наполнить российский интернет-магазин контентом. Уже загружено всего несколько сот произведений, но сам сайт пока закрыт для публики, объясняет исполнительный директор. В Польше компания начала работу со 150 произведений, этого количества было очень мало, вспоминает он. Для сравнения — интернет-магазин «Озон» сейчас работает с 10 поставщиками аудиоуслуг.
Что думают конкуренты
На сайте Ozon.ru покупателю доступно 10 тыс. наименований аудиокниг на различных носителях, при этом 2,8 тыс. можно скачать. «В принципе это и есть российский рынок аудиокниг», — говорит Михаил Осин, руководитель цифровых продаж интернет-магазина «Озон».
«Если они реализуют за год 300 тыс. аудиокниг, это очень большой показатель, — считает Сергей Анурьев, генеральный директор «ЛитРес». — Думаю, что самые крупные игроки рынка аудиокниг в России в сумме за год продают столько же. Но если Audioteka выйдет на наш рынок через два года, ей сложно будет стать лидером продаж. Ведь рынок аудиокниг развивается очень быстро — за ближайший год его рост может составить 50%».
Участники рынка, опрошенные «Маркером», считают, что новому игроку будет проще и выгоднее развиваться именно в узком сегменте — аудиопродукции. На рынке электронных книг новые игроки сталкиваются с проблемами агрегирования всего контента и привлечения аудитории, рассуждает Анурьев. С аудиокнигами, по его мнению, подобных проблем нет. Здесь нужно провести переговоры с десятками, а не сотнями игроков. Проблема поиска аудитории тоже вторична: требуется хорошее приложение для iOS и Android. Учитывая, что у Audioteka есть здесь наработки, им придется вложить в России пару сотен тысяч долларов, и они станут узнаваемы для потребителя за полгода, считает эксперт. А на рынке электронных книг потребовалось бы $2–5 млн и 2–3 года. Следует отметить, что у «ЛитРес» в скором времени появятся мобильные приложения для покупки и прослушивания аудиокниг, что сделает компанию основным конкурентом Audioteka.
Осин считает, что главным критерием популярности нового сервиса станет удобство или неудобство его использования. «Есть примеры интернет-проектов, в которые безрезультатно вливались огромные деньги, а есть амбициозные стартапы, которые без больших начальных вложений стали популярны во всем мире, — говорит он. — Рынок цифровых аудиокниг и цифровых книг только развивается, ассортимент довольно скуден. Приход нового игрока всегда оживляет рынок».
Российские издатели аудиокниг относятся к приходу Audioteka более скептично. Рынок аудиокниг очень большой, игроков на нем достаточно, считает Леонид Сурис, главный редактор издательства ИДДК. По его мнению выйти на этот рынок легко, а вот какие после этого будут продажи — другой вопрос. «Если они не знают азов российского рынка, то достаточно сложно будет заниматься продвижением», — убежден Сурис.
Представитель другого издательства заявил «Маркеру»: «Я сочувствую Audioteka. Нам пришлось прекратить производство аудиокниг, потому что прибыль от их продаж составляла 100 руб. в квартал. Мизерная сумма. Продавать аудиокниги, скачиваемые или на носителях, бессмысленно — любой выпущенный контент уже на следующий день появляется в интернете в свободном доступе».