В последний год сразу несколько российских ритейлеров заявили о запуске нового формата — dark store (англ. «тёмный магазин»), или магазина без покупателей. Неплохо известный в Европе, пока формат оказался не самым понятным для россиян. Разбираемся, что такое dark stores и для чего они нужны.
-
Что такое dark store?
Это магазин без покупателей — похожий на торговый зал обычного супермаркета склад, в котором собирают онлайн-заказы. Вместо клиентов со списками товаров между рядами здесь перемещаются профессиональные комплектовщики. Покупатели просто забирают заказ в пункте выдачи — который может находиться как около самого dark store, так и где-то в окрестностях — или получают товар на дом.
Впервые похожий формат появился в Лондоне в начале 2000-х годов в виде «центра дистрибуции» онлайн-покупок сети Sainsbury’s, но склад быстро закрылся из-за малого числа заказов. Рынок дорос до dark stores только к 2009 году, когда такие магазины неподалёку от Лондона запустила британская Tesco. Эта же компания и придумала термин «тёмный магазин» для магазинов без покупателей.
Сейчас формат развивают несколько крупных сетей — в первую очередь в Великобритании, Франции и странах Евросоюза. Экспериментируют с dark stores и российские ритейлеры.
-
Подождите: то есть это просто склад для онлайн-торговли?
Не совсем. Dark stores тяготеют к сегменту FMCG — продовольствию и товарам первой необходимости, для которого принципиально важны скорость комплектации и доставки заказа, а также условия хранения товара. Поэтому пространство в них организовано так, чтобы комплектовщики могли максимально быстро собрать заказ — из-за чего dark stores выглядят как супермаркеты без вывесок, покупателей, рекламы и касс. Также в магазинах без покупателей в отличие от складов выдерживаются определённые, более точные температуры хранения для разных категорий товаров, а сами dark stores находятся поближе к жилым и общественным зонам — в общем, местами очень похоже на обычный магазин. К тому же нередко встречаются гибридные dark stores, в которых предусмотрены небольшие пункты оформления и получения заказов для покупателей.
-
Я покупатель — есть ли разница, получу я товар просто со склада или из dark store?
Нет. Dark store — формат, в первую очередь удобный ритейлерам, которые фактически запускают стандартный супермаркет, работающий в режиме склада, и не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. При этом в любой момент компания может открыть магазин (целиком или только часть) для посетителей.
Ещё одно преимущество dark stores для ритейлеров — такие магазины выгодно запускать в регионах, где неэффективно размещать большие распределительные центры. Кроме того, формат не настолько требователен к помещениям, как крупный склад, что тоже снижает издержки розничных компаний. При этом покупатели вряд ли заметят разницу, откуда им доставили товар.
-
Какие товары продают в dark stores?
Основная ниша формата — онлайн-продажа продуктов и товаров первой необходимости. За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон dark stores решают проблему «последней мили» для фуд-ритейла: так, британские аналитики в 2013 году предсказали в ближайшее десятилетие рост онлайн-сегмента FMCG-ритейла в стране вдвое с тогдашних 5,5% — в первую очередь за счёт увеличения числа dark stores.
Ещё одна востребованная ниша для магазинов без покупателей — fashion-ритейл. С помощью этого формата ритейлеры одежды и обуви сокращают издержки и розничные цены. Другой ходовой сегмент — мебельные магазины; при этом чаще они используют гибридный формат (небольшие пункты заказа и выдачи покупок в составе крупных dark stores).
-
Я мало слышал о таком формате. Он непопулярен в России?
Да, в России dark stores только появляются. Одной из первых такой магазин запустила сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.Видео» в 2013 году, однако позже компания отказалась от развития формата. «При росте онлайн-продаж в сегменте бытовой техники и электроники более эффективно иметь склады с промышленными логистическими решениями по учету товаров», — зимой 2018 года цитировал «Ъ» представителя компании. Кроме того, примерно в те же годы похожий формат тестировал онлайн-ритейлер «Утконос».
Вторая волна интереса к dark stores началась в России в 2017 году: тогда такой магазин открыл «Гиперглобус», спустя год начали экспериментировать «Перекрёсток» и «Леруа Мерлен»; об интересе к формату заявляли и другие ритейлеры. По мнению экс-президента АКИТ Алексея Фёдорова, бум dark stores в стране начнётся, когда законодательно разрешат торговлю алкоголем. На сегодняшний день, по его данным, на онлайн-сегмент приходится всего 0,01% продовольственного рынка России.
-
Говорят, именно за dark stores будущее — это правда?
В сегменте FMCG — во многом да: это эффективный формат для онлайн-торговли повседневными товарами. Это подтверждает опыт Франции, где уже работают больше 2 тысяч dark stores, а онлайн-составляющая FMCG-рынка выросла уже до 5,7%, и прародительницы формата Великобритании, где на онлайн-продажи товаров повседневного спроса приходится 7,5% рынка.
В Восточной Европе дела обстоят хуже: еду и ежедневные товары онлайн здесь покупают только от 0,3% до 1,7% покупателей. В том числе поэтому российские ритейлеры с оптимизмом смотрят на формат dark stores: так, «Перекрёсток» планирует открыть в России несколько магазинов без покупателей уже до конца года, а в перспективе трёх лет компания хочет довести долю онлайн-канала в структуре продаж до 2% — в том числе за счёт dark stores.