Параллельный импорт (ПИ) работает в России больше года. Разбирались, достиг ли он своих целей, принес больше пользы или вреда, какие компании выиграли от его появления, а по кому он проехался катком, а также что будет с ПИ дальше.
-
Как вводили параллельный импорт – что это такое и зачем было нужно
Весной 2022 года правительство России одобрило параллельный импорт (ПИ). В страну разрешили ввозить товар без разрешения правообладателя, через альтернативные каналы, параллельно поставкам официальных дистрибьюторов или дилеров. Правительство приняло такое решение из-за массового ухода из России зарубежных брендов, чтобы не оставить полки магазинов пустыми, а россиян без привычных товаров. Механизм ПИ применим не ко всем брендам подряд, а только к тем, чьи производители официально отказались осуществлять поставки в Россию, или сократили свои поставки, или чью продукцию нельзя заменить.
Полный список таких товаров формирует и утверждает Минпромторг России. Импорт стимулируют в нишах, в которых производителям из России потребуется больше времени для обеспечения привычных потребностей россиян и где есть дефицит. А также в зависимости от действий правообладателя (возобновил/прекратил поставки в Россию). В течение года список товаров для ПИ корректировался – одни бренды/категории могли покидать список, другие добавлялись в перечень. Например, летом Минпромторг туда добавил Lego и исключил Duracell. В декабре начались поставки алкоголя по ПИ. В марте этого года в перечень включили Yves Saint Laurent, IKEA, Lancome, Tommy Hilfiger. А прямо сейчас подумывают исключить ПИ вычислительной техники (бренды Acer, IBM, Dell). «Основные категории товаров, которые сейчас везут по параллельному импорту — электроника, техника, автомобильные запчасти, одежда и парфюмерия», — рассказывает Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам».
-
Год спустя. Что параллельный импорт дал российской торговле
Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении, что ПИ решил поставленную перед ним задачу. «Достаточно заглянуть на сайт любого интернет-магазина или онлайн-площадки, чтобы убедиться, что параллельный импорт работает и это очень важная и нужная мера», — оценивает Артем Соколов, президент АКИТ. Несмотря на санкции и запреты, ассортимент товаров сохранился и продолжает расширяться — потребитель может получить нужный ему товар.
Как объясняет Артем Соколов, ПИ смог летом покрыть дефицит товаров, который возник из-за ажиотажного спроса на товары весной. Тогда на фоне новостей про уход брендов и нестабильного курса рубля произошел резкий всплеск покупательской активности. Люди скупали некоторые товары пачками, а это серьезно сократило ассортимент в магазинах. «Альтернативный путь ввоза товаров позволил компенсировать возникший эффект «товарной ямы», — резюмирует Артем Соколов. С ним соглашается Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров России, Беларуси и Казахстана. «Если вспомнить, какой был ажиотаж в марте и пустые полки, например, в магазинах электроники и сравнить с ситуацией сейчас, то видно, что параллельный импорт заработал», — оценивает эксперт.
-
Кому помог параллельный импорт
Появление механизма ПИ стало спасением для ритейлеров, которые были ориентированы на импортную продукцию. А именно, ассортимент которых формировали товары ушедших из России брендов. И если брендозависимость в их сегменте была традиционно высокой. Это продавцы электроники, бытовой техники, косметики и парфюмерии, одежды и обуви, перечисляет Павел Люлин. Также как и ритейлеры, чей бизнес строился на партнерстве с такими брендами (монобрендовые магазины). В их случае ПИ стал спасением от пустых полок, они смогли получить товар в момент острый необходимости. Так, о применении и о планах применения механизма ПИ рассказывали представители сетей «М.Видео», «Ситилинк», Inventive Retail Group, «Рив Гош» и др. Как делился в интервью глава Inventive Retail Group, «супермаркетам электроники довольно тяжело, потому что глобальный рынок техники очень консолидирован. Есть несколько крупных поставщиков – Apple, Samsung, LG и т. д., и если их товара нет, то не совсем понятно, чем качественно заполнить полки, как проводить маркетинговую политику».
Компаниям пришлось перестраивать свои бизнес-процессы. Переходить от налаженных закупок от официальных производителей к более хаотичным закупкам от разных поставщиков. Менять логистику и возить товары через «дружественные» страны. А еще «шифровать» страну получателя для поставщиков (многие продавцы боятся отправлять товар для России из-за вторичных санкций), работать по предоплате, смириться с невозможностью возврата товара, ограничениями при переводе средств за границу и дорогой логистикой при небольших объемах товара, говорит Павел Люлин.
Из-за специфики параллельного импорта розничным игрокам пришлось еще и расширить свои «роли». Например, отдельные ритейлеры из сферы электроники взяли на себя обеспечение гарантийного обслуживания и открыли программы дополнительного сервиса, вспоминает Екатерина Михалева, директор практики АПК Strategy Partners.
Бенефициарами разрешения ПИ стали маркетплейсы и их селлеры, которые стали активно возить товары ушедших брендов в страну. Как считает Александр Логунов, заместитель председателя Комитета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты РФ, основатель и управляющий партнер юридического агентства IQ Technology, в краткосрочной перспективе победителями из этой «битвы» вышли мелкие и средние предприниматели. Их гибкость позволила в кратчайшие сроки извлечь максимальную выгоду из новых условий работы. Россия вспомнила термин «челноки». «Именно такие предприниматели находили и доставляли товары в Россию со всего света», — объясняет Александр Логунов.
Еще от ПИ выиграли логистические компании. «Во втором полугодии 2022 года спрос на перевозку заказов из перечня Минпромторга вырос в три раза, а рост заказов на внутренние перевозки составил до 10%», — приводит данные Екатерина Михалева. Так, в мае прошлого года российский логистический оператор СДЭК запустил собственный маркетплейс CDEK.Shopping для заказа товаров зарубежных брендов.
-
Для кого параллельный импорт стал головной болью
Но есть и те компании, для которых ПИ стал проблемой. Например, российские торговые сети, чей основной товар произведен в России, или в «дружественных» странах. Как считает Павел Люлин, для них введение ПИ было скорее негативным фактором, потому что он восстановил объем предложения на рынке.
А еще российские производители. В начале весны и в первые месяцы ассортиментной «неразберихи» компании, у которых было собственное производство и собственные торговые марки, активно предлагали покупателю свою продукцию вместо зарубежной. Покупатели успели познакомиться с новыми брендами, а новые бренды найти своего покупателя и занять определенную долю рынка. Но с возобновлением поставок по параллельному импорту их стремительный рост замедлился, оценивает Александр Логунов. С другой стороны, ПИ – это важный конкурент, который не дает российским производителям расслабиться. «Само наличие возможности параллельного импорта заставляет российских производителей развиваться, улучшая качество продукции», — обращает внимание Екатерина Михалева.
Пострадали от ПИ дистрибуторы, которые строили свой бизнес на перепродаже товаров от своих брендов-партнеров другим предпринимателям и розничным сетям. Им пришлось вносить кардинальные изменения в свои бизнес-модели и тратить огромные средства на закупку продукции у новых поставщиков. «Такие предприниматели обычно приобретали товары у официальных представительств брендов с отсрочкой платежей. Срок отсрочки платежей достигал несколько месяцев, что позволяло увеличивать оборотные средства. Плюс получали бонусы за объемы продаж, маркетинговые бюджеты на продвижение товара, — описывает Александр Логунов, — Когда бренды ушли с российского рынка и перестали отгружать товары, таким компаниям пришлось искать альтернативных поставщиков заграницей или заменять бренды».
-
А что покупатели
За счет введения ПИ покупатели получили доступ к товарам ушедших брендов. Хоть они и стали дороже из-за усложнившейся логистики, но всё-таки появились на полках магазинов. Плюс со временем цены на товары, ввезенные по ПИ стабилизировать. Анна Буйлакова отмечает, что увеличение предложения за счет этого механизма привело к снижению отпускных цен, как это, например, произошло на рынке ноутбуков в конце 2022 – начале 2023 года, когда механизм параллельного импорта наладился.
Но были и минусы. Значительно выросли риски контрафакта, особенно, если речь идет об алкоголе, приводит пример Екатерина Михалева. «Международные бренды перестали отслеживать легальность продажи своих товаров на территории РФ и бороться с неавторизованными продавцами. По самым скромным оценкам доля контрафактной продукции в некоторых категориях выросла в 2 раза», — соглашается Александр Логунов. Второй минус — отсутствие возможности отремонтировать или вернуть товар производителю по гарантии.
-
Параллельный импорт – добро или зло
Александр Логунов полагает, что сейчас дать однозначную оценку этому явлению невозможно. Потому что параллельный импорт может быть воспринят как спасение для некоторых участников рынка, одновременно являясь проблемой для других. Екатерина Михалева тоже считает, что значение и роль параллельного импорта в российской торговле зависят от конкретного рынка. По ее убеждению, отдельные сферы при высокой импортозависимости на уровне оборудования и производственных процессов были буквально «спасены». Но в других сферах само знание потребителей о существовании такой возможности мешает полноценно развиваться отечественному производству.
-
Перспективы параллельного импорта. Что будет дальше
Введение ПИ поддержало торговый сектор РФ в тот момент, когда логистические цепочки разрывались, а отрасль оказалась в кризисе. В середине мая стало известно о планах Минпромторга продлить ПИ по отдельным товарам до 2024 года. Павел Люлин считает, что уже можно постепенно отказываться от этого инструмента. А именно, продолжать выводить марки, которые могут быть заменены российскими производителями, либо поставщиками из дружественных стран: КНР, Турция, Индия и другими. По прогнозу эксперта, параллельный импорт с нами ненадолго — в определенный момент в списке Минпромторга останутся только жизненно и экономически важные, технологически сложные или уникальные товары.
Александр Логунов обращает внимание, что при планировании дальнейшей работы ПИ будет необходимо балансировать между интересами потребителей, отечественных производителей и общих экономических целей страны. А именно, помнить, что необдуманное сокращение списка может привести к товарному дефициту, а расширение механизма параллельного импорта на все товарные позиции поставит под угрозу те компании, которые ведут бизнес в России, добавляет Артем Соколов.
«По разным оценкам в текущем году до 25% прежнего объема поставок останется в дефиците: параллельный импорт может заменить только 30–40% традиционного спроса. Остальной спрос будет удовлетворен собственными аналогами стран-параллельных импортеров и импортозамещением», — ожидает Екатерина Михалева.
Наталья Модель
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.