Владимир Чирахов («Детский мир») — о рынке игрушек, развитии за рубежом и новой сети «Зоозавр»

В воскресенье, 21 октября газета «Ведомости» выпустила большое интервью с генеральным директором сети магазинов игрушек «Детский мир» Владимиром Чираховым. Мы выбрали главные тезисы из огромного разговора — и публикуем их здесь.

О работе в Казахстане и Белоруссии

— Как мы видим наше дальнейшее развитие? Безусловно, мы продолжим открывать новые магазины в России – еще как минимум 300 к имеющимся 600 добавим. Второе – мы хотим стать таким же большим игроком на рынке Казахстана: растем здесь на 100% в год. <…> В России ближайший конкурент раз в 5 меньше «Детского мира», мы хотим быть такими же в Казахстане.

— Сейчас у «Детского мира» 25 магазинов в Казахстане, их выручка в первом полугодии составила почти 1 млрд руб. Думаю, еще раза в 3–4 мы сможем вырасти по выручке к результатам 2018 г., число магазинов хотелось бы довести до 70.

— Больших отличий [от России] мы не видим – только локальные особенности. Например, доля продаж одежды и обуви выше, а игрушек – ниже. Покупатели менее лояльны к известным брендам и предпочитают более дешевые аналоги. При этом ВВП на душу населения в Казахстане практически такой же, как в России, что в сочетании с высокой рождаемостью и растущим населением позволит обеспечить нам прекрасно растущий бизнес.

— Мы активно готовимся к выходу на рынок Белоруссии. Надеюсь, в первом полугодии 2019 г. мы откроем первые магазины там [через дочернюю компанию «Детского мира»]. Это будет Минск и несколько других крупных городов.

— По большому счету мы будем продавать там примерно то же самое, что и в России. К тому же эти товары там продаются и без «Детского мира». Другое дело, что мы можем выстроить сильную дистрибуцию и наши продажи будут более эффективными, за счет этого сможем предлагать товары дешевле, чем другие игроки.

— Мы знакомы со многими белорусскими производителями и собираемся их продукцию тоже продавать. Даже больше: судя по тому, что мы видим, некоторые белорусские товары мы могли бы даже импортировать в страны нашего основного присутствия – Россию и Казахстан. <…> Например, детское питание, игрушки, школьная форма, чулочно-носочный ассортимент, детская обувь.

— Белоруссию также рассматриваем как пробу пера и возможности выхода в Польшу, а это рынок сопоставимый по масштабу с Россией. <…> Пока Польша не является конкретным планом в части дальнейшего движения, но потенциально нам было бы интересно попробовать там. Кроме того, выйти на российский рынок пытался крупнейший польский продавец игрушек Smyk и потерпел неудачу. <…>. Мы понимаем, что в состоянии конкурировать с этой компанией даже на ее домашнем рынке.

О развитии сети «Зоозавр»

— Пилотные магазины зоотоваров «Зоозавр» мы откроем уже до конца 2018 г. Идея такая же, как и у «Детского мира»: широкий ассортимент по оптимальным ценам. У нас есть команда с сильными компетенциями в ритейле, и мы хотим попробовать наши силы в новых нишах, которые сегодня, по сути, никем не заняты. <…> У нас есть компетенции в части управления неодушевленными товарами, а в части рыбок, кошечек, белочек мы решили пока повременить.

— Это большой рынок: в России он оценивается в 200 млрд руб. Для сравнения: рынок детских товаров – это 500 млрд руб. Во-вторых – явного лидера на рынке нет: он сильно фрагментирован, что означает возможности для консолидации. В-третьих – он устойчив к потрясениям и этим похож на рынок детских товаров: на питомцах, как и на детях, стараются не экономить. Причем сейчас в России рынок товаров для животных растет быстрее, чем товаров для детей.

— Мы понимаем, какими будут магазины. Небольшие по площади — порядка 100–250 кв. м. Магазины будут расположены в торговых центрах и локациях стрит-ритейла. <…> Первые 10 магазинов мы планируем открыть в Москве, Московской области и других городах ЦФО. После этого будем принимать решение о развитии «Зоозавра».

Об онлайн-торговле

— По итогам 2018 г. мы ожидаем выручки от интернет-продаж не меньше 9 млрд руб., что делает нас одним из крупнейших игроков в онлайне. У меня нет данных в части компаний группы Alibaba, но среди тех компаний, которые мы знаем и с кем можем сравнивать выручку, мы крупнейший продавец детских товаров в онлайне тоже. Более того, по некоторым товарным категориям наша доля в онлайне даже больше, чем в традиционных магазинах.

— Я не люблю делать прогнозы, но текущие темпы роста онлайн-продаж – по III кварталу – близки к 100%. <…> Думаю, в интернете рост не менее 50% мы точно покажем в следующем году.

— Если сравнивать «Детский мир» с другими игроками, то у нас есть конкурентные преимущества перед чистыми онлайн-игроками: уже созданная инфраструктура – склады, магазины, логистика – и очень сильный бренд, который генерит трафик не только в офлайне, но и в онлайне. У нас почти 90% посетителей сайта те, кто целенаправленно приходит на сайт «Детского мира».

— Пока никто не знает, как будет проходить трансформация магазинов: трансформируются ли они в склады или, наоборот, в площадки для развлечений, поскольку растет автоматизация, у людей будет больше времени, им нужно больше развлечений. На этот счет есть разные точки зрения. <…> Cтратегия «Детского мира» заключается в том, чтобы постоянно пробовать что-то новое, смотреть, что лучше работает, на этом фокусироваться и стараться масштабировать.

— К концу I квартала 2019 г. мы собираемся запустить магазины в новой концепции. Это наш совместный проект с «Мега Теплый Стан»: там мы откроем магазин площадью 5600 кв. м и по просьбе нашего партнера сделаем большую зону детских развлечений. <…> Если концепция взлетит, то, вполне возможно, будем ее масштабировать.

— Конечно, мы конкурируем и продолжим конкурировать в том числе с «Яндекс.Маркетом», но я не вижу никаких оснований и предпосылок для радикальных перемен или сдачи наших позиций. Скорее наоборот: чем больше мы развиваемся в онлайне, тем тяжелее с нами конкурировать.

О принципах развития сети

— Чтобы «Детскому миру» открывать по 100 магазинов в год, нет никакой необходимости в дополнительных деньгах, тем более от акционеров. «Детский мир» всю чистую прибыль отдавал и продолжит отдавать акционерам в виде дивидендов – наша бизнес-модель позволяет это делать вместе с ростом. Для выхода на новые рынки и в новые сегменты каких-то дополнительных привлечений на CAPEX не планируется. <…> С точки зрения долга мы чувствуем себя очень комфортно: на конец года соотношение чистого долга и EBITDA составило порядка 1,1 – для ритейла это очень комфортное соотношение.

— Рынок может расти, может падать, но в любом случае детские товары должны где-то продаваться. В этом смысле наша задача – быть наиболее эффективным каналом в дистрибуции этих самых товаров.

— По большому счету мы заинтересованы в новых договорах аренды для наших магазинов. Смысла же переплачивать за инфраструктуру, IT-системы, бизнес-процессы я не вижу. <…> Поэтому в действительности, когда мы обсуждаем покупку какой-нибудь компании, мы обсуждаем покупку договоров аренды, а это уже другие деньги.

— В плане открытия новых точек потенциал у нас большой: в России больше 1000 магазинов детских товаров, не считая магазинов сети «Детский мир». Если мы говорим о консолидации рынка, по самым скромным подсчетам, порядка 300 магазинов «Детского мира» только в России точно можно открыть.

— С точки зрения сокращения штата я большой возможности <оптимизации> не вижу. Что касается автоматизации различных процессов, здесь есть потенциал. Среди свежих примеров – электронный документооборот.

Об СТМ и производстве

— Люди все больше отдают предпочтение нашим собственным торговым маркам – они становятся качественнее и все больше составляют конкуренцию брендам. <…> Кроме того, сокращается потребление детских товаров в штуках – люди экономят.

— Китай остается мировой фабрикой игрушек, и с этим ничего не поделать. Большая часть товаров – около 70% нашего ассортимента – действительно импортируется, и зависимость от курса доллара тоже никуда не девается, к сожалению.

— Мы кредитуемся только в российских банках, а все наши кредиты исключительно в рублях. Мы не рассматриваем такой сценарий, что расчеты будут остановлены.

— Всё, что можно, мы отшиваем в России, например школьную форму или габаритные игрушки. Но по ряду товаров российским производителям конкурировать с китайскими не удается. С учетом логистики на 20–30% точно – для покупателя это существенные суммы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar