Вторая по величине сеть детских магазинов «Кораблик» в начале 2018 года обновила визуальную концепцию: первый новый магазин открылся в марте, сейчас таких уже 11. Мы поговорили с автором концепции — руководителем отдела архитектуры и мерчендайзинга «Кораблика» Викторией Гатиловой — о том, как шла работа над новым внешним видом магазинов сети и о роли дизайна в розничной торговле.

Виктория Гатилова начинала карьеру в ритейле с продавца, затем занималась мерчендайзингом в Adidas Group, где работала со всеми входящими в группу концепциями. Участвовала в открытии более 70 магазинов разных брендов. Гатилова закончила профессиональный курс fashion media в школе современной фотографии Photoplay и помимо работы в «Кораблике» участвует в различных визуальных проектах как фотограф и арт-директор.

О новой концепции «Кораблика»

— Магазин создавался для нового поколения молодых родителей, которые используют инстаграм в повседневной жизни. Которые видят идеи минимализма в фотографиях в своей ежедневной новостной ленте, и для которых эти идеи понятны и близки.

Магазин получился в светлых тонах. Стены выполнены из штукатурки: для нас было важным оставить натуральную фактуру этой отделки. Оборудование — светлое и облегчённое. Мы постарались добавить элементы современной архитектуры: если вы присмотритесь к островному оборудованию, к гондолам, увидите, что они выполнены на ножках, как современные дома — на подпорках; это придаёт воздушность и легкость интерьеру. Основой концепции стал приморский скандинавский город. Центр магазина — маяк, на стенах расположены декоративные элементы и деревянные домики. Под белым потолком светятся звезды, на которых написаны названия отделов. Звёзды в магазине возникли не просто так: это логотип нашей собственной торговой марки Be2me.

— Мы вдохновлялись подходом журналов Kinfolk и Cereal к своим съёмкам. Они рассказывают истории про красоту жизни в минималистичных картинках. Их создатели считают, что не так важно, как человек выглядит — важнее предметы, которые его окружают. По окружению персонажа мы можем сделать много выводов о нём.

Если переложить эту идею на магазин, то очень важно, чтобы его оформление и концепция были в гармонии с ценностями компании. Нашей задачей было показать покупателям заботу о них. Мы хотели, чтобы людям нравилось проводить время в магазине, чтобы было ощущение, что ты дома. Под вдохновением от идеи скандинавского стиля и образа жизни, который более подробно описан в таких книгах, как Hugge (что в ближайшем переводе на русский означает «уют»), начал выстраиваться новый образ магазинов «Кораблик».

— Ещё одной задачей, которая перед нами стояла, был уход от прямой аналогии с супермаркетом детских товаров. Мы изменили подход к проектированию новых магазинов. Теперь нет большого открытого пространства, где рядами выставлены стеллажи — магазин делится на комнаты. Такой прием давно использует H&M, зачастую выбирая помещения, уже разбитые на небольшие отделы. Если же пространство большое, архитекторы искусственно его делят, выставляя высокие стеллажи, как стены.

Разбивка большого помещения на комнаты решает вопрос с размещением товара за счет большего количества стен. Количество товара, которое умещалось на 850 кв. м, теперь умещается на 620 кв м. А ещё комнаты помогают создать домашнюю атмосферу в магазине.

О работе над проектом

— Над концепцией мы работали 3 месяца группой из четырех человек. Концепт был разработан архитектурной группой компании «Кораблик». Первый магазин открылся 2 марта 2018 года в городе Дзержинск, и все новые магазины открываются в обновлённом концепте.

— Штатный архитектор в розничной компании адаптирует помещения, которые находит отдел развития. Мы работаем в команде с проектировщиками и группой мерчендайзеров, которые делают детальное зонирование магазина и затем согласовывают проект с коммерческой дирекцией, розницей и техническими службами — строителями, службой безопасности, IT.

Плюс мы постоянно работаем над усовершенствованием оборудования, которое бы помогло лучше и удобнее представлять товар. Кроме того, мы думаем, как внедрить новые технологии, мониторим освещение — например, хотим сделать его более контрастным и акцентным, чтобы создать ощущение уюта.

— Нам с командой было довольно просто создавать новый концепт, поскольку президент «Кораблика» Алексей Иванович Зуев доверял нашей команде. Мы с самого начала определились с направлением, утвердили мудборд (пример того, как будет выглядеть магазин, какое настроение и ощущение он передаст покупателю), референсы и приступили к разработке.

Сложнее было с руководителями других отделов. Как это часто бывает, новое воспринимается с трудом и со скептицизмом. Но после того, как обновлённые магазины открылись, никто из региональных директоров не предложил вернуть магазины старой концепции — а сейчас мы уже на такой стадии, что новый «Кораблик» может выглядеть только так. То есть наша идея и реализация прошла все классические пути — от отрицания до нормы.

— Идею геометричности в дизайне руководство сначала отвергало. Для меня эта идея неотделима от минимализма, и мне было сложно понять позицию руководителей. Но потом я подумала, что, возможно, я не смогла донести правильно свою мысль: я проанализировала то, что происходит, и преподнесла идею иначе. Оказалось, что из-за разницы в терминологии мы с самого начала не смогли друг друга понять.

Так что не всегда первое «нет», которое можно услышать в переговорах, становится окончательным. Нужно понять саму причину отказа и общие стороны вопроса — и на этом затем и выстраивать новые переговоры.

О роли дизайна в ритейле

— Дизайн магазина должен приносить прибыль и завлекать именно ту аудиторию, которая нужна компании. Поэтому прежде чем переходить к дизайну, нужно определиться — для какой аудитории и на каком ценовом уровне работает проект. Это формирует понимание, какой товар в каком количестве будет выставлен в магазине и размеры склада. Необходимо проанализировать продаваемый товар или коллекции и определить, что необходимо подчеркнуть, на фоне чего товар будет выглядеть интересно и в какой атмосфере или в каком месте такой образ будет актуален.

Дальше можно потихоньку переходить к дизайну. Скажем, в fashion-ритейле он может быть минималистичным, если коллекция очень разнообразная по стилистике и часто меняется, или иметь много разных имиджей (фотосъёмок и ярких цветов) — если это молодой и более дерзкий бренд. Кроме того, дизайнер может воссоздать одну из сред обитания, в которой такой стиль одежды был бы более актуален — как Pull and Bear, где для декора магазинов используются доски для серфинга, хиппи-микроавтобус и много растений. Дизайн можно наполнить фактурами, чтобы подчеркнуть разнообразие тканей и более дорогих материалов. А, скажем, геометрический минималистичный дизайн подчёркивает конструктив коллекции и делает акцент на объёмах одежды.

— Сейчас магазины трансформируются вместе с торговыми центрами. Чтобы как-то заполучить посетителей и заставить их посещать торговые центры, все вынуждены придумывать, чем заманить покупателя. На мой взгляд, книжные магазины сделали это первыми: поставили диваны в торговые залы, соединили их с кофе-зоной и сделали из магазина место обитания. Позже кофе перекочевал из книжных магазинов в fashion: например, магазины Arket открываются с зоной кофе, барной стойкой и стульями.

— Из-за того, что онлайн-торговля сильно развивается, вытащить людей за покупками стало очень сложно, и это меняет подход в ритейле, заставляет думать, как завлечь покупателя. Например, интересно наблюдать, как перестраивается «Мега» — под лозунгом «меняйся с нами» переходит в скандинавский стиль, предлагая покупателям больше зон с развлечениями. Отдельный проект уже есть в «Меге» в Краснодаре, где создаются целые зоны отдыха под открытым небом для посетителей — с очень современным дизайном и с большим количеством растений.

В Москве есть интересный проект — fashion-пространство Underline, где в одном помещении объединено много корнеров разных дизайнеров. Там существует зона кафе, которая оформлена столиками и стульями IKEA с наклейками на них, что это за артикул. И в этом же пространстве размещён небольшой корнер IKEA. Ещё там есть отдельные зоны для коворкинга, для презентаций, сцена и так далее. Это интересное пространство с точки зрения визуализации. Проект расположен в «Меге Тёплый Стан». Насколько он прибыльный, пока сложно судить — он не так давно открылся, к тому же летом часто бывает спад продаж.

— Судить со стороны об эффективности дизайна сложно, если нет цифр. Вопрос в том, помогает ли дизайн достигать тех показателей, которые ставятся как цель, а также — попадает ли дизайн в целевую аудиторию, привлекает ли тех людей, которых хотел привлечь бренд, и совпадает ли стиль магазина со стилем сайта компании, фото- и видеоматериалами в соцсетях. На мой взгляд, должна быть целостность. В российских брендах она не всегда есть.

Если говорить о чисто визуальной составляющей и том стиле, который мне нравится, мой любимый магазин — Cos. Мне нравится там всё, от фотографий и кроя одежды до устройства магазинов.

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
Александр
Гость

Почему невозможно покупать LEGO в Кораблике: Вскрываются заводские стикеры-пломбы на предпродажных коробках, в коробки вкладываются «звенящие» элементы, защитных «пауков», не портящих внешний вид коробки, не хватает. В каждом(!) магазине продавцы говорят о том, что они «ничего с этим поделать не могут». У кого-то проблема с нехваткой «пауков», у кого-то нет охранников, у кого-то просто нет желания работать из-за низкого уровня зарплаты. Визуальная концепция — это хорошо, но я бы озаботился мотивацией персонала и исследовал покупательский уровень удовлетворенности магазинами.