Один из старейших онлайн-ритейлеров страны «Холодильник.ру» в последние годы раз за разом попадает в новости, лишь опосредованно связанные с бизнесом и экономикой — чаще бренд звучит в контексте судов и корпоративных конфликтов. Рассказываем историю компании, которая из флагмана онлайн-торговли превратилась в нишевый проект с неоднозначной репутацией. 

«Холодильник» и бизнес

В 1992 году студент МАИ Валерий Ковалёв, как многие в те годы, решил заняться бизнесом: вместе с женой Светланой они арендовали 30 квадратных метров в магазине «Свет», зарегистрировали ООО «Эдил-импорт» и стали торговать чем попало, в основном мелкой бытовой техникой и хозяйственными товарами. Свой фокус предприятие нашло случайно — приятель предложил Ковалёвым на реализацию партию холодильников «Минск», которые продались неожиданно быстро и просто. С того момента фирма «Эдил-импорт» стала заниматься в первую очередь продажей холодильников.

К концу девяностых у компании было уже около десятка точек в Москве и Подмосковье и онлайн-витрина «Эдил.ру». В 1999 году Ковалёв — неслыханное тогда дело — за $5 тысяч выкупил у киберсквоттеров доменное имя holodilnik.ru, ещё около $15 тысяч вложил в создание сайта (которое растянулось на несколько лет) и с 2003 года начал торговать холодильниками уже онлайн. Дело пошло: через восемь лет «Холодильник.ру» стал третьим среди крупнейших интернет-компаний России (выше были только Ozon.ru и «Утконос») с оборотом около 10 млрд руб.

Но следующее десятилетие оказалось совсем другим. Ковалёв дважды пытался продать компанию, но в итоге покупателей так и не нашлось. В результате по итогам 2019 года «Холодильник.ру» показал не лучшие цифры: в рейтинге 100 крупнейших интернет-магазинов от Data Insight он занял 28 место, два из трёх основных показателей — объём продаж и число заказов — упали за год на 9% и 11% соответственно. Незначительно (на 2%) вырос только средний чек. Продажи компании в 2019-м не дотягивают даже до уровня 2011 года, а с 2016 года компания в этом рейтинге потеряла 11 позиций. 

Причина проблем «Холодильника», возможно, кроется в нескольких долгоиграющих конфликтах, связанных с компанией.

«Холодильник» и конфликты

За последние восемь лет «Холодильник.ру» и семья Ковалёвых оказались героями ряда громких критических публикаций. В основном речь в них шла о махинациях с налогами и обналичивании средств через офшоры. Вот несколько примеров.

В 2017 году издание «Версия» опубликовало большой текст, посвящённый магазину «Холодильник.ру». В материале утверждалось, что компания использует для ухода от налогов схему с названием «вертолёт» — с помощью сфалисифицированной бухгалтерской отчётности получает кредиты под залог ещё не проданного товара, через фирмы-однодневки уходит от уплаты основной части налогов, а кредиты тратит на взятки контролирующим органам. По оценке издания, благодаря этой схеме только на налогах и сборах «Холодильник.ру» мог «экономить» 1,5–2 млрд руб. в год, а за 10 лет эта сумма могла приблизиться к 15 млрд руб., утверждают авторы публикации. «Версия» прямым текстом обвинила «Эдил-импорт» в сговоре с налоговыми органами и банками, в частности, со Сбербанком.

В 2020 году та же «Версия» на основе публикаций в зарубежных СМИ опубликовала материал, в котором утверждала, что супруги Ковалёвы через «Эдил-импорт» занимаются обналичиванием средств через латвийские банки и кипрские офшоры. Такой вывод журналисты сделали после изучения слитой в сеть переписки бизнесмена Михаила Зака, который в числе прочего известен связями с «Эдил-импортом». В нескольких тысячах писем, по данным «Версии», речь идёт о координации «обнала» через Зака, а кроме Валерия Ковалёва, в переписке упоминаются другие сотрудники «Холодильник.ру», в том числе президент компании Юрий Ерёменко и его адвокат Илья Гатикоев.

Кроме «Версии», критические материалы в отношении «Холодильника» публиковали «Компромат.ру», «Собеседник», The Moscow Post и другие издания. В 2017 году Валерий Ковалёв назвал информацию, на которой строится как минимум часть этих публикаций, ложной и заявил, что её распространяет бизнесмен Юрий Истомин, с которым у него продолжается личный и корпоративный конфликт (вскоре после публикации ответа Ковалёва портал «Компромат.ру» заблокировали по решению суда за публикацию статьи об этом конфликте). «Холодильник» активно судится со СМИ, публикующими информацию о проблемах компании.

Конфликт Ковалёва с Истоминым продолжается с 2013 года. За два года до этого Ковалёвы решили продать успешный бизнес: компанию с 10-миллиардным (в рублях) оборотом оценили примерно в $100 млн. Бизнесмен зачем-то привлёк к поискам покупателя бывшего шансонье Юрия Истомина, выступавшего под псевдонимом «Колыма». Возможно, дело в том, что Истомин был женат на президенте и председателе совета директоров BBDO Group Russia Элле Стюарт, что, по словам Валерия Ковалёва, на тот момент оказалось «немаловажным фактором».

Решение обошлось дорого: покупателя Колыма так и не нашёл, зато умудрился продать Ковалёвым рекламу через компанию своей жены за 10% доли в «Холодильнике». Сделка стала первой крупной на российском рынке в формате media for equity (реклама за долю) и привела к затяжному конфликту между фирмами — в «Эдил-импорте» посчитали, что реально рекламы произвели и прокрутили сильно меньше, чем по бумагам, после чего потребовали деньги назад. Истомин с претензиями не согласился, и началась война, которая продолжается до сих пор — суды идут и в 2020-м, а противостояние обросло огромным количеством решений в пользу как одной, так и другой стороны.

Параллельно тянется другая история, связанная с офшорными счетами. В сентябре 2020 года в офисах «Эдил-импорта» (на 90%, кстати, принадлежащей офшорным компаниям) и квартирах топ-менеджеров компании прошли масштабные обыски. По данным «Коммерсанта», они связаны с займом 2013 года, когда «Эдил-импорт» перевёл на счета фирмы Markbay LLC 835 млн руб. — а назад получил только 325 млн. По версии следствия, остальные деньги незаконно вывели за границу. Уголовное дело возбудили в конце мая 2020-го — спустя семь лет после происходивших событий. Адвокат компании утверждает, что деньги вернулись полностью, включая проценты. При этом в профессиональной среде среди прочих существует мнение, что нестыковки в суммах могут быть связаны с колебаниями курсов валют.

Что говорит Ковалёв

Валерий Ковалёв неохотно раздаёт интервью — особенно после того, как его компания перестала быть флагманом онлайн-торговли и превратилась в нишевый проект. Самая свежая развёрнутая беседа с журналистами датируется 2017 годом, когда бизнесмен пообщался с «Секретом фирмы». В тексте он пространно обвиняет Юрия Истомина и Эллу Стюарт во лжи и мошенничестве, жалуется на несправедливость и рассказывает о грядущем редизайне сайта holodilnik.ru (судя по Wayback Machine, редизайн действительно случился в 2018-м).

В том же году Ковалёв подготовил ответ на одну из публикаций на «Компромат.ру», в которой утверждалось, что он продал бизнес. Авторы также упоминали некий предпродажный отчёт Ernst & Young, в котором якобы прямым текстом было сказано, что «Эдил-импорт» даёт взятки поставщикам и чиновникам и обналичивает существенную часть средств в обход государства — позже этот отчёт фигурировал в большинстве критических публикаций.

В письме Ковалёв последовательно опровергает все обвинения (в том числе существование отчёта Ernst & Young и убыточность своей фирмы) и снова валит всё на Истомина и его компании. «С учетом имеющегося у ООО «Эдил-Импорт» и меня лично конфликта с компанией UCF Partners LTD (бывшая Fechinco Limited) и представляющим ее Юрием Истоминым, можно предположить, что ложную информацию, использованную в статье, распространяет компания UCF Partners LTD и Юрий Истомин Александрович, супругой которого является глава BBDO Russia Элла Стюарт. Обращаем ваше внимание, что ни UCF Partners LTD, ни г-н Истомин лично не имеют доступа к документам Ernst & Young», — говорится в тексте письма.

С тех пор, как мы можем судить, коммуникация со стороны «Холодильник.ру» происходит в основном через юридический департамент.

Алексей Максимук | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.