Яндекс и «Сбербанк» завершили сделку по созданию маркетплейса, уже получившего название «российского Amazon». Мы решили изучить, с какими сложностями придется столкнуться совместному предприятию двух гигантов, и что думают о перспективах проекта участники рынка.

В конце апреля Яндекс и «Сбербанк» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе Яндекс.Маркета. В рамках проекта «Сбербанк» выделил Яндексу 30 млрд рублей для развития торговой онлайн-площадки. Общая сумма совместного предприятия на момент создания оценена в 60 млрд рублей.

«Мы хотим построить на базе Яндекс.Маркета российский Amazon», – сообщил журналистам Герман Греф. А генеральный директор нового предприятия Максим Гришаков рассказал, что главной целью работы его команды станет превращение проекта в «одного из крупнейших игроков российского онлайн-ритейла».

«Сбербанк» называет основные направления работы новой компании: создание полноценного маркетплейса с возможностью покупки товаров сразу на площадке и развитие транграничной онлайн-торговли. При этом Яндекс.Маркет продолжит развиваться по существующей модели – как площадка для подбора товаров и сравнения цен. Напомним, что весной этого года в компании отказались от программы «Заказ на Маркете», когда потребители могли купить товары, не переходя на сайт продавца.

От «российской Alibaba» к «российскому Amazon»

Речь о создании совместного проекта впервые зашла летом 2017 года. Ранее «Сбербанк» сообщал о возможном сотрудничестве в таком же формате с китайским AliExpress. Будущий проект называли «российской Alibaba».

В целом точкой отсчета в истории можно считать декабрь 2015 года, когда Владимир Путин поручил правительству содействовать созданию крупных частных компаний в ecommerce-сфере, ориентированных на экспорт российских товаров. Тогда стало известно, что «Сбербанк» разрабатывает проект «национальной экосистемы», образцом которой должна стать китайская Alibaba Group. Позже от идеи сотрудничества с Alibaba отказались.

«Хотелось бы вначале определить, что входит в понятие «российский Amazon”, – комментирует Андрей Приображенский, CEO компании ПромКод.ру. – Amazon сегодня – не только глобальная торговая площадка, но и производитель электроники и аксессуаров под своей торговой маркой, хостинг Amazon Web Services, с недавнего времени офлайн-ритейлер, плюс еще с десяток других бизнесов. Если рассматривать создание торговой площадки от Яндекса, я бы учитывал конкуренцию не столько с Amazon, сколько с более сильным соперником на местном рынке – AliExpress».

«Главный секрет бизнеса Amazon в том, что в первую очередь это офлайн-проект с развитой логистикой, огромными складскими центрами по всему миру и десятками тысяч рабочих, – соглашается Андрей Шмидт, генеральный директор экспортной компании «Шмидт и Шмидт». – Очень опасно путать Amazon с неким онлайн-бизнесом. Онлайн в компании – всего лишь небольшая, и я подозреваю, не самая сложная часть. У Яндекса же в офлайне есть только такси, своей логистики нет, складов нет, опыта собственных продаж физическим лицам нет, опыта работы с возвратами нет. Это просто ценовой агрегатор».

Малый объем рынка и проблемная логистика

Отсутствие развитой логистической инфраструктуры эксперты называют одной из главных проблем будущего проекта.

Модель, по которой работает Amazon, подразумевает агрегацию товаров на 90 складах, расположенных по всей территории Штатов, и быструю, часто на следующее утро, доставку, – рассказывает Денис Егоров, директор по интернет-маркетингу Holodilnik.ru. Этому способствует и довольно равномерное распределение покупателей по территории страны, и отличная логистическая инфраструктура США в целом. Если с проблемой отсутствия исполнительных центров «русский Амазон» еще может бороться путем аренды или постройки собственных, то с отсутствием остальной инфраструктуры сделать ничего нельзя. Доставка в тот же или на следующий день возможна только в Москве, Московской области и частично в Петербурге. Таким образом и без того небольшой рынок ограничивается жителями двух агломераций.

Вторая проблема – небольшой объем российского рынка. «Онлайн-продажи в США за 2017-й год составили 452 млрд долларов против 1 трлн руб (16 млрд долларов) в России», – продолжает Денис Егоров.

«Всему российскому рынку e-commerce пока сложно соперничать с Amazon. Оборот этой компании в 2017 году превысил 170 млрд долларов, в то время как оборот российского рынка электронной торговли за этот период, по разным оценкам, составил от 13 до 16 млрд долларов», – уточняет Михаил Конев, директор службы доставки Boxberry.

Об отличиях российского и американского рынков говорит и Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО». По его мнению, Amazon хорошо зарабатывает, поскольку имеет самый большой рынок с точки зрения потребления. В Америке самый большой ВВП, самая высокая закредитованность потребителей, самый высокий потребительский спрос. Также возникает вопрос о ценах «российского Amazon». «Себестоимость товаров будет выше, поскольку многое будет закупаться за границей. Соответственно, и цены будут иные. При таком раскладе «русский Amazon» не сможет конкурировать даже с Alibaba», – полагает он.

Еще одна проблема в том, что готовая инфраструктура может усложнить процесс захвата рынка, полагают опрошенные. «Обычно новые маркетплейсы не «изобретают велосипед», а адаптируют историю успеха Amazon под российские реалии, создавая инфраструктуру по проверенным Amazon правилам. Однако новый проект Яндекса и «Сбербанка», возможно, попытается адаптировать имеющиеся сервисы под нужды маркетплейса. Есть риск появления лишнего функционала, который затруднит работу сервиса. На мой взгляд, продукт, созданный с нуля под конкретные требования, работает лучше, чем старое решение, предназначенное для других задач и адаптированное под новый формат», – убежден Сергей Кобызев, технический директор Группы компаний ContentHub.

«Перспективы довольно туманны»

Тем не менее, Сергей Кобызев считает, что у нового проекта есть серьезные шансы на то, чтобы занять весомую долю рынка, благодаря «наследству» от Маркета: большому объему посетителей и базе продавцов. Кроме того, Яндекс имеет готовую инфраструктуру для работы с каталогом, мерчантами и покупателями.

По мнению спикера, для достижения успеха совместному предприятию Яндекса и «Сбербанка» необходимы три составляющих: адекватная ценовая политика, клиентоориентированный сервис и надежный бренд. «Учитывая, что Яндекс.Маркет имеет свою покупательскую аудиторию, которая доверяет бренду, первый шаг к статусу «российского Amazon» уже сделан, – отмечает он. – В этом смысле новому проекту будет проще набрать популярность у аудитории, чем Goods, который изначально выходил на рынок, будучи новым брендом».

В успех проекта верит и Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС. По ее словам, трансграничная торговля сегодня является глобальным трендом, игнорировать который нельзя. «Сбербанк» и Яндекс в этом смысле обладают исключительными финансовыми и организационными возможностями, интеграция которых способна сформировать мощное платформенное пространство для осуществления трансграничной торговли. Перспективы проекта в этом смысле можно оценить как крайне благоприятные» – комментирует госпожа Сяглова.

Однако большинство опрошенных нами экспертов настроены не так оптимистично. «Сможет ли Яндекс создать проект, сопоставимый по масштабу с Amazon? Думаю, в следующие десять лет – нет, – говорит Андрей Приображенский, ПромКод.ру. – В ближайшие два-три года это будут попытки достичь вершин на российском рынке, конкурируя с местными и азиатскими площадками».

Маловероятно, что в обозримом будущем какой-либо российский проект сможет приблизиться к показателям Amazon, – считает Михаил Конев, Boxberry. В то же время Яндекс может вполне успешно повторить бизнес-модель Amazon в масштабах России и СНГ: «Это пространство, как и рынки Восточной Европы, сейчас относительно свободно. Электронная коммерция там развивается быстрыми темпами, и у российских игроков есть все шансы побороться за свою долю рынка с западными конкурентами». Успех будет зависеть не столько от суммы инвестиций, сколько от выбранных бизнес-модели и стратегии, а также эффективности команды – полагает эксперт.

Говорить про трансграничную торговлю преждевременно, – уверен Андрей Шмидт. Пока российский онлайн-ритейл находится в кризисе и растет медленнее, чем прямой поток китайских товаров. Российская таможня не справляется даже с потоком посылок с «АлиЭкспресс». Как она будет справляться с отправлениями в ЕС или США — большой вопрос. «Кроме того в РФ и ЕС – совершенно разные нормы технического регулирования и сертификации. То, что вы можете туда что-то продать, еще не значит, что заказ пропустит местная таможня. Поэтому трансграничная торговля, скорее всего, останется где-то в рамках Россия-Беларусь-Казахстан», – резюмирует он.

«Перспективы «российского Амазона» довольно туманны, – размышляет Денис Егоров, Holodilnik.ru. – Первым на тропу построения похожей бизнес-модели в нашей стране встал Ozon еще в начале этого десятилетия. Однако пресловутая точка безубыточности, о скором достижении которой говорил топ-менеджмент компании с середины 2000-х, до сих пор так и не пройдена».

Также Денис Егоров отмечает, что в данный момент «российский Amazon» пытается создать маркетплейс goods.ru, пока не публиковавший своих финансовых результатов. Поэтому совместный проект Яндекса и «Сбербанка» – третья попытка его одновременного построения на и без того небольшом российском рынке.

«Мы с интересом наблюдали за попытками Яндекс.Маркета перенести на свою площадку часть функционала интернет-магазинов. Как практик с опытом работы в интернет-торговле более 10 лет, я уверен, что ничем хорошим совместный проект Яндекс и «Сбербанка» не закончится, – комментирует директор по маркетингу онлайн-гипермаркета «КотоФото» Сергей Устинов.

По его мнению, сильная сторона Яндекса – данные. Но интернет-магазины работают, в первую очередь, не с данными, а с клиентами. Эта работа подразумевает огромный комплекс сопутствующих проблем с логистикой, особенно «последней мили», с обратной связью, с человеческим фактором и с миллионом других проблем, с которыми Яндексу ещё предстоит познакомиться.

«Русский Amazon», на мой взгляд, можно создать только одним способом: переименовав Америку в Россию, – говорит Сергей Устинов. – Другие идеи обречены, ведь Amazon формировался на совершенно другой планете и в другое время, если сравнивать с ecommerce-рынком России сейчас».

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
Дмитрий
Гость

Надеюсь, что хорошо закончится. Я и много моих друзей уже подсели на Гудс) С каждой зп что-нибудь заказываем. Если лавочка закроется — будет обидно.