В рамках спецпроекта «Технологии в ритейле – 2018» мы побеседовали с руководителем RETAILER Технологии о том, как выращивают новые идеи внутри компаний, «технологическом консалтинге» и самых интересных стартапах.

Марина, вы руководите проектом RETAILER Технологии и, поскольку мы работаем с вами в одном Издательском доме RETAILER, будет правильно начать беседу с вопроса в лоб: кто вы, чем вообще занимаетесь и что это за проект, которым вы руководите?

В самом общем смысле — я тот, кто соединяет страждущих технологий с теми, кто эти технологии производит. 3-5 лет назад, имея за плечами опыт работы как в крупных FMCG-компаниях, так и в маленьких стартапах разной направленности, заметила тенденцию: технологии и технологичные продукты для развития всё чаще стали искать «на стороне». До этого — такова была негласная политика — стратегия технологичного развития часто сводилась к поиску и «хантингу» пары специалистов с релевантным задаче опытом или попыткам вырастить идеи и решения внутри компании, создавая соответствующую среду. Такого понятия как «технологический консалтинг» в России в принципе не существовало. Хотя я знаю несколько казахстанских компаний, которые занимались поиском и привлечением технологичных команд из России, Китая еще в 2005 году. Что называется, до того, как это стало мейнстримом.

Как появился проект RETAILER Технологии?

Это ответ на запрос рынка. Издательский дом RETAILER более 15 лет создаёт коммуникационные и имиджевые продукты для розничных компаний, с помощью которых рынок решает свои задачи по самым разным направлениям. В конце прошлого года внутри компании собралась, как я называю, «критическая масса» запросов от представителей retail-рынка, с задачами точечными, узконаправленными: от логистики и IT до HR и маркетинга. Стало ясно, продолжать классические конференции и Центры Переговоров — мало, компаниям нужен инструмент, дающий конкретные решения, а лучше несколько, под конкретные оперативные задачи. Так появился обновленный RETAILER Технологии — инструмент, с помощью которого представители розничных компаний быстро и эффективно находят нужных для решения их бизнес-задач поставщиков технологий. Откуда они у нас? Помимо тех технологичных компаний, что с нами уже давно и естественного «прироста» базы, с нами работают несколько фондов-акселераторов, которые готовят для нас команды стартапов, в том числе и за пределами России.

Значит ли это, что тренд «выращивания» идей и технологий внутри компании уходит на второй план?

Нет, не значит. Но такой способ расти доступен не многим. Это долго и дорого. И это скорее такая «процессная» история. А значит, позволить ее себе могут крупные компании, с развитой и хорошо детализированной структурой, отлаженными бизнес-процессами. Словом, имеющие достаточно времени и ресурсов для того, чтобы выделить внутри себя целый блок по инновациям, собрать проектные группы по направлениям развития, запустить внутренний акселератор для своих команд и тех, кого удастся привлечь со стороны. Для небольших компаний — это неподъемная ноша. И даже те, кто сегодня уже делают подобное самостоятельно, всё равно обращаются к нам. Потому что рынок меняется очень быстро, тут даже не нужно искать какую-то инсайдерскую информацию, достаточно сводки новостей, чтобы отследить тенденцию: скорость изменений будет только расти. Конкурентное преимущество не за теми, кто внутри себя смог придумать что-то новое для рынка и готов потратить достаточно ресурсов для того, чтобы довести эту идею до совершенства, а за теми, кто способен быстро реагировать на запросы внешней среды, применять решения иногда на стыке разных технологий, соединять их, тестировать, ошибаться, тестировать снова и, в сухом остатке, давать рынку новое в короткий промежуток времени.

В начале весны 2018 года появились анонсы о том, что RETAILER Технологии будет меняться, появится «Сообщество», часть прежнего функционала (назовем это так), уйдет в онлайн. В общем, что происходит с проектом и чего нам всем ждать?

Ждать не надо. Надо пользоваться. RETAILER Технологии — уже работающий инструмент и уже сообщество. Двигатель, начинка — работают и приносят результат. Мы уже собираем задачи от розничных компаний и находим технологичные решения. Первая встреча в новом формате пройдет в Москве, 25 апреля.

Что касается «упаковки» — будет меняться сайт, часть процессов, действительно, целиком перетечет в онлайн. В перспективе — проект будет больше автоматизирован. Но исключить человеческое участие вовсе не получится, да и нет такой цели. Сейчас мы работаем на стыке онлайна и офлайна. Автоматизации, живой коммуникации и ручного поиска. Потому что ни одна машина, ни один искусственный интеллект пока не способен соединить в себе экспертизу, стратегическое и тактическое мышление, возможность взглянуть на перспективу и найти жемчужину в песке.

Давайте немного отойдем от вашего проекта и поговорим об отрасли в целом. После смешной истории с падением первого дрона с посылкой «Почтой России», в комментариях кто-то метко заметил: «Это уже тренд — бежать за технологиями с бардаком внутри компании». Эта реплика показалась нам очень точной оценкой происходящего. А вам?

Есть, конечно, соблазн экстраполировать эту ситуацию на процессы внутри наших государственных и частных компаний. По крайней мере — на те процессы, что нам видны. А видим мы то, что получает широкий общественный резонанс. И традиционно запоминаем, так уж устроен мозг, самые «громкие» или смешные, странные. И это просто. Сложно — работать так, чтобы изменить эту ситуацию. К примеру, часть наших поставщиков технологий, говоря о том, как они организуют процесс работы на проектах заказчиков, называют выстраивание или проверку отлаженности бизнес-процесса первым стартовым пунктом. То есть, они даже не берутся начинать работу, если внутри направления, на которое их позвали, — «бардак». И это правильно. Если ты настроен на то, чтобы сделать свою работу хорошо, первое, с чего начинаешь — проверяешь, нет ли внутри системных ошибок, которые впоследствии могут повлиять и на твой результат. И помогаешь исправить.

По долгу службы вы много общаетесь с поставщиками решений и технологий для ритейла и представителями розничных сетей. Далеко не все из них счастливы. Что им мешает и как RETAILER Технологии могут помочь тем и другим?

Мешает, как ни парадоксально, обилие информации. Одним — сложно точно спрогнозировать спрос на свои технологии, так как, выражаясь языком рынка, «заказчик сложный». Есть часть работы сети, что мы видим. И часть — о которой только можем догадываться. Другим — сложно найти нетипичные решения для того, чтобы стать лучше. И вот и те, и другие вручную пытаются «попасть в потребность» и корректно «отразить потребность», а в случае с ритейлерами еще и так, чтобы эта информация не ушла к конкурентам. Ходят на конференции, присматриваются, из массы входящих предложений и запросов пытаются нащупать и найти «своё». Не хватает времени для переработки всей той информации, что приходит от поставщиков. Часто эта информация может даже и не попасть к сотруднику, который способен оценить технологию и дать добро на демонстрацию или встречу. До RETAILER Технологий на рынке и не было другого варианта этим двум аудиториям найти друг друга. Да так, чтобы не просто найти, а иметь возможность одним, не переживая о конфиденциальности, отразить потребность в технологиях по конкретной задаче, а другим — решить её.

Какие сегменты отечественного ритейла вы считаете самыми перспективными для внедрения новых технологичных решений?

Сам по себе сегмент, в котором работает конкретная розничная компания, на мой взгляд, не дает преимуществ, как и не накладывает ограничений на использование технологий. Большая часть ограничений лежит в плоскости управленческих решений топ-менеджмента.

Из того, что вижу я — это фэшн-ритейл с технологиями дополненной реальности (AR/VR) и компании e-commerce сектора с финансовыми продуктами и программами лояльности на базе технологии блокчейн.

Назовите несколько самых интересных российских и мировых технологичных стартапов?

Их много. Могу, для разнообразия, поделиться технологичными направлениями не из сферы розничной торговли, за которыми слежу сама и, возможно, будет интересно следить и вам: это компании, создающие технологии для госсектора, в том числе на блокчейне. Считаю, что это может изменить будущее — да, звучит идеалистично — и значительно улучшить и упросить жизнь как фискальным органам, так и гражданам. И проектами, соединяющими медицину, ЗОЖ, искусственный интеллект и машинное обучение: для интерпретации анализов, прогнозирования изменений здоровья на основе сбора и анализа данных.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar