Что получат предприниматели после нововведений в законодательстве об онлайн-кассах и во сколько им это обойдется. Этот вопрос обсудили участники Партнёрской конференции компании по автоматизации торговли LiteBox, прошедшей накануне в Москве и собравшей всех, чей бизнес связан с готовыми решения для торговли.

LiteBox – это готовое решение для автоматизация розничной торговли, которое включает в себя как средство работы кассира — кассовый блок, так и товароучетную систему, предоставляющую обширный спектр возможностей для управления складом, закупками, ценообразованием, ассортиментом и программами лояльности.

Со вступлением в силу новой редакции федерального закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» всем пользователям касс придется «уйти в онлайн». Новая система предусматривает обязательный переход на онлайн-кассы, что позволит через посредника – оператора фискальных данных — передавать в налоговую службу информацию обо всех реализованных товарах и услугах. Для некоторых видов налогообложения — единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы — онлайн-кассы станут обязательными лишь с 1 июля 2019 года.

Если вы еще торгуете на старой модели, то можете продолжать использовать её до 1 июля 2018 года, однако после этого срока все, кто оказывает услуги и проводит работы, в том числе владельцы интернет-магазинов, торговых автоматов или платёжных терминалов, будут обязаны перейти на новую модель. Поэтому, несмотря на оставшееся в запасе время, лучше подготовиться к внедрению новшеств заранее. Также нововведения затронут и тех, у кого ранее не имелось касс, например, мелких предпринимателей в сфере розничной торговли или общепита.

Безусловно, новшества повлекут за собой определенные расходы, однако, по мнению экспертов, предприниматели смогут компенсировать свои затраты в будущем.

Бизнес – малый, нагрузка — большая

Сергей Катасонов, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам:

Приобретение новых касс с фискальными накопителями и программного обеспечения к ним к 2019 году обойдется российским предпринимателям приблизительно в 100 млрд рублей. Фактически – для того, чтобы государство узнало об их бизнесе как можно больше в рамках 54 ФЗ.

С одной стороны, автоматизация и повышение прозрачности – это уже хорошо, в том числе и для самих предпринимателей, поскольку предоставляет обширные возможности, например, для аналитики. А вот методы и темпы внедрения инноваций оставляют желать лучшего, поскольку приводят к серьезным расходам для бизнеса. Средняя стоимость затрат для каждого предпринимателя составит 50-60 тысяч рублей, компенсировать которые призван только налоговый вычет в 18 тысяч рублей.

Единственное послабление, которого удалось добиться – отсрочка до 1 июля 2019 года для тех, кто использует ПСН и ЕНВД. Но почему бы не провести плановую замену старых касс по истечению срока действия и не ввести запрет на их продажу? Тогда автоматизация бизнеса прошла бы гораздо спокойнее.

На пути к эффективному управлению

Роман Арифуллин, CEO, Co-Founder облачного решения для онлайн-касс LiteBox:

Парадоксально, но многие представители малого предпринимательства элементарно не имеют представления о своей чистой прибыли, хотя, казалось бы, кто, как не они должны следить за своими деньгами и управлять ими. Но на практике, к сожалению, зачастую все происходит следующим образом: средства из кассы извлекаются по мере необходимости, а прибыльность оценивается интуитивно, исходя из количества денег в кассе на начало и на конец месяца, скажем, условные 100 и 120 тысяч рублей. И делается вывод, что заработок составил 20 тысяч. При этом бизнесмен даже не представляет, какой доход он упускает и довольствуется гораздо меньшим, чем мог бы заработать. Логичным исходом при таком подходе должно стать постепенное банкротство, но даже в случае убытков бизнес умирает не сразу – для этого должен произойти кассовый разрыв, когда на счетах банально не останется средств, чтобы заплатить поставщикам.

К сожалению, довольно трудно заставить основную массу предпринимателей отойти от подобной парадигмы ведения дел. Впрочем, подобный консерватизм вполне объясним, поскольку средний возраст бизнесменов составляет 40-50+ лет. Исправить ситуацию поможет, во-первых, естественная смена поколений, что уже сейчас нельзя не заметить и, во-вторых, продвижение автоматизации бизнеса на законодательном уровне. Суровая правда жизни, но либо вы адаптируетесь и играете по новым правилам, либо закрываетесь. Вопрос в том, готовы ли пожертвовать частью прибыли, чтобы в итоге стать эффективнее?

Рассмотрим для примера следующую ситуацию. У вас имеется магазин, где лежит 200 товаров. С большой долей вероятности – наценка на каждом товаре – разная. При использовании обычной кассы из кассового чека вы сможете узнать только то, на какую сумму ваш кассир продал товар. При этом, что он продал, останется для вас загадкой. Чтобы внести в данный вопрос ясность, у вас есть два пути: либо требовать от продавца ведения учета реализованной продукции в тетради, либо проводить инвентаризацию. Но если в вашем распоряжении имеется автоматизированная касса, то ситуация упрощается в разы. Во-первых, бешеная экономия времени – обо всех операциях вы узнаете моментально. Во-вторых, обязанность, а вместе с ней и ответственность за подсчет доходов и определение их источника ложится на машину, в которую уже заложена наценка на каждый товар по отдельности.

Как правило, основная проблема при автоматизации заключается в том, что сначала приходится вносить все товары в базу. Каждая новая позиция занимает у вас порядка 5-10 минут времени, к тому же, приходится проделывать двойную работу: для внесения в кассовый терминал и в товароучетную систему. Однако это принцип работы традиционного, дистрибутивного программного обеспечения. А вот облачные системы уже значительно облегчают вам эту работу. Например, в LiteBox уже имеется глобальный постоянно обновляющийся справочник товаров, который содержит более 60 000 наименований.  Как он работает? Вам достаточно просканировать товар, затем система в течение долей секунд находит его в глобальном справочнике и все! Товар занесен  в вашу кассовую и товароучетную систему буквально за секунды

Еще один пример, как можно повысить эффективность. Допустим, вы – владелец товарной лавки, имеющей в ассортименте 20 видов сигарет с еженедельными поставками товара. Логика действий продавца при обращении за новым товара: визуальный осмотр полок, интуитивный анализ имеющихся запасов и соответствующий заказ. Крайне маловероятно, что продавец в состоянии удержать в памяти и проанализировать, в какой день какие позиции закончились. Поэтому, вполне реальна ситуация, когда он недозакажет как раз тот товар, который, при наличии на полке, мог бы принести прибыль. В результате ваши торговые площади работают вхолостую, чего можно было бы легко избежать при автоматизации, тем более, что в системе присутствует возможность организации автозакупок.

Превратить информацию в деньги

Мощная основа эффективности бизнеса  — это сбор массива информации по аналогичным видам бизнеса, его аналитика и грамотное использование. Речь идет о таких показателях как наценки на различные группы товаров, структура чека, активность потребителей, динамика и скорость продаж и прочее. Сейчас умело используют этот инструмент пока только крупные сетевые игроки, потому что это весьма дорогое удовольствие.

Например, «Магнит», считающийся лидером рынка в своей отрасли, активно использует специализированные программы для сбора и анализа таких данных во всех торговых точках сети (а их насчитывается более 11 тысяч) И ни одному представителю мелкого бизнеса не по силам тягаться с такими «акулами» рынка. Но! У нас, как у создателей программы для автоматизации розничной торговли, есть то, что позволит малому и среднему бизнесу быть в тренде таких технологий, причем за гораздо меньшие деньги. Это данные о 15 тысячах торговых точек малого бизнеса в разных частях страны уже сейчас. Пока мы их не обрабатываем — это в планах на 2019 год, но в перспективе сможем предложить пользователям рекомендательный сервис, а значит — помочь им в их бизнесе.

Возьмем для примера абстрактного предпринимателя, делающего одинаковую наценку в 25% как на вино, так и на молоко. На основе собранных данных о покупках в аналогичных торговых точках по всей РФ система предлагает ему повысить наценку, например, на вино до 50%, потому что это не повлияет на его привлекательность для покупателей, и снизить до 4% наценку на молоко, чтобы увеличить поток клиентов. Самое важное, предложения по оптимизации будут просчитаны — бизнесмен увидит, насколько и на чем сможет увеличить свой доход.

Кроме всего прочего, LiteBox предоставляет возможность управления программами лояльности – это касается различных бонусов и скидок, однако в перспективе система будет самостоятельно формировать варианты, в том числе предлагать индивидуальные скидки клиентам.

В настоящее время на рынке присутствуют три главных действующих лица: 1С — дистрибутивная система для товароучета; «Эвотор», предлагающий программное обеспечение для кассовых терминалов; и LiteBox — «облачная» система, объединяющая в себе оба элемента. Пользователи «Эвотор» могут использовать LiteBox для учета товаров на складе, поскольку мы интегрированы с ними. Статистика показывает, что облачные технологии в России пока довольствуются лишь 5% рынка программного обеспечения, но необходимо учитываться огромные темпы роста этого сегмента и не такие уж далекие перспективы: аналитики предсказывают увеличение к 2025 году доли облачного софта до 80%.

Главное достоинство подобного программного обеспечения — это гибкость и доступность. Обновление облачных сервисов также не потребует от вас ровным счетом никаких усилий, так как осуществляется автоматически. Кроме того, это дополнительная возможность быстро исправить ситуацию, если произошёл какой-либо сбой. А за счет объединения с таким крупным игроком рынка, как, МТС, у нас появится еще больше ресурсов и возможностей для оперативного реагирования на запросы и инициативы как наших клиентов, так и законодателей.

Новые решения для малого бизнеса

Сергей Музыкантов, CTO, Co-Founder облачного решения для онлайн-касс LiteBox:

Прежде автоматизация была роскошью, доступной только для крупных игроков на рынке. Цена на оборудование была высокой, поскольку оно представляло из себя штучный товар, а программное обеспечение устанавливалось только с загрузочного диска. Как следствие – необходимость учета требований каждого клиента в отдельности. Это влекло за собой включение в штат отдельного специалиста. Учитывая ограниченное количество ресурсов у предпринимателя, который зачастую сам вынужден исполнять несколько ролей, начиная от бухгалтера и заканчивая айтишником, позволить себе внедрить такую систему он не мог.

Но времена изменились, и сейчас цена на оборудование стала гораздо демократичнее, а облачные системы и программы поставляются под ключ. Более того, интерфейсы стали гораздо понятнее пользователю. А владелец бизнеса может управлять магазином с любого устройства.

 Экономия затрат и повышение эффективности управления магазином

При использовании облачного программного обеспечения вам не требуются штатные специалисты для установки и обновления – так вы серьезно сэкономите на заработной плате. Вопросы можно быстро решать удалённо — наша служба поддержки доступна 24/7.

Пока мы нацелены на определенный сегмент бизнеса – небольшие розничные точки, где есть прилавок и продавец – например, киоски, магазинчики формата «у дома», специализированные лавочки. Мы подходим и небольшим универсамам, но к супермаркетам и гипермаркетам с их специфическими процессами — нет.

Чем мы можем быть полезны для бизнеса? Предпринимателю важно в короткие сроки завезти товар, пробить его на кассе, подсчитать остатки, выяснить чистую прибыль и количество денег в кассе для расчета с поставщиками. Litebox выполняет все эти функции, и, кроме того, предлагает возможности для управления программами лояльности, учета товаров и многое другое. А главное, облачная технология позволяет из одного кабинета  управлять и контролировать каждым магазином в сети.

Попадаем мы в спектр интересов онлайн-офлайн торговли, а именно – магазинов, имеющих в своем распоряжении как физические точки, так и интернет-продажи. Например, LiteBox интегрирован с платформой для создания интернет-магазина Ecwid, благодаря чему система автоматически изменяет количество товара в физическом магазине в случае приобретения его через ваш сайт и наоборот. Таким образом, вы не попадете в ситуацию, когда покупатель будет заказывать в интернете фактически отсутствующий у вас на складе товар.

Есть головная боль, заставляющая время от времени переживать любого руководителя – безопасность коммерческой тайны и надежность хранения данных. Есть пример, когда один из наших клиентов использовал дистрибутивную систему именно с этой целью, а потому имел огромный штат программистов и системных администраторов, которым приходилось её обслуживать.

Терпеть все эти неудобства можно было бы и по сей день, но руководитель проанализировал ситуацию и понял, что если все документы по поставкам, продажам и перемещениям передаются в Росалкогольрегулирование, а чеки поступают в Федеральную налоговую службу, то какую «тайну» охраняет столь раздутый штат технических специалистов? Более того, есть  системы гораздо дешевле, но не менее надежные. Теперь он использует наше облачное решение, позволяющее надежно хранить данные и управлять ими. Например, мы используем уровень надежности дата-центра Tier 3 (высокий стандарт надёжности с масштабным резервированием и дублированием подсистем).

Перемены, связанные с новой редакцией федерального законодательства и адаптация к ним – сегодня это осознанная необходимость. Да, у нее есть негативные стороны, но автоматизация позволит вывести ваш бизнес на качественно новый уровень. В том числе и за счет, казалось бы, таких мелочей, как возможность из любого места узнать, во сколько ваш магазин сегодня открылся, какие товары приносят больше дохода, кто из продавцов работает эффективнее и как их мотивировать. Кроме того, времена, когда вам нужно было помнить, сколько и чего у вас имеет в наличии и какие позиции требуют какой наценки безвозвратно уходят в прошлое.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
Сергей
Гость

Арифуллины уже профукали свою сеть алкомаркетов Градус, не верим в ваши облака!